После прочтения текста проверялось его понимание путем пересказа или, при невозможности пересказать текст, с помощью ответов на вопросы.
Весь материал для обследования навыка чтения включал буквы, обозначающие артикуляционно простые и артикуляционно сложные звуки, звуки, оппозиционные по твердости-мягкости и глухости-звонкости, а также графически простые и графически сложные буквы.
Анализ результатов обследования навыка чтения проводился отдельно в каждой из дух групп детей.
При определении сформированности технической стороны процесса чтения оценивались такие ее компоненты, как способ и правильность чтения.
Изучение способов чтения показало, что их можно разделить на продуктивные и непродуктивные.
К продуктивным способам чтения были отнесены:
- плавное послоговое чтение с возможностью последующего слияния слогов в слова;
- плавное послоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов;
- чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов;
чтение целыми словами и группами слов.
Непродуктивными способами чтения считались:
- побуквенное или позвуковое чтение без последующего слияния букв (звуков) в слоги и слогов в слова;
- побуквенное или позвуковое чтение с последующим слиянием букв (звуков) в слоги и слова;
- послоговое чтение с элементами побуквенного или позвукового;
- отрывистое послоговое чтение без последующего слияния слогов в слова.
В ходе изучения правильности чтения были проанализированы все ошибки, допущенные учащимися при чтении материала разной степени сложности. При этом констатировалось наличие ошибок «роста» - случайных неповторяющихся (неспецифических) ошибок, в большинстве случаев самостоятельно исправленных детьми, и дислексических - стойких повторяющихся (специфических) - ошибок.
В обоих случаях устанавливалось количество различных групп ошибок.
Результаты обследования процесса чтения представлены в баллах:
5 баллов – продуктивный способ чтения; отсутствие ошибок; полное понимание прочитанных слов, предложений и текста;
4 балла – продуктивный способ чтения; наличие единичных «ошибок роста»; полное понимание прочитанных слов, предложений и текста;
3 балла – продуктивный способ чтения; наличие большого количества «ошибок роста»; неполное понимание прочитанного текста и предложений;
2 балла – продуктивный способ чтения; наличие специфических ошибок; неполное понимание прочитанных слов, предложений и текста;
1 балл – непродуктивный способ чтения; наличие большого числа специфических ошибок; неполное понимание прочитанных слов, предложений и текста;
0 баллов - непродуктивный способ чтения; наличие большого числа специфических ошибок; полное не понимание прочитанного.
Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий четвертого этапа составил 5 баллов.
Изучение материалов исследования фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений позволило обнаружить значительные качественные и количественные расхождения данных, полученных в разных группах младших школьников.
Изучение выполненных заданий по фонематическому анализу показало, что выделение звука на фоне слова и выделение звука в соответствии с его позицией в слове наиболее доступно для младших школьников. У испытуемых с речевой патологией встречались единичные ошибки. Чаще всего данные ошибки соотносились с неправильным звукопроизношением.
Наибольшие трудности учащиеся с нарушением фонематической системы испытывали при определении последовательности и количества звуков в слове и определении звуков соседних с данными. Только 20% детей справились с данными операциями.
Значительные трудности возникли при различении и выделении согласного в начале и в конце слова. Так, в слове «курица» в качестве последнего звука дети называли «ца». При неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны, поскольку после согласных безударные гласные звуки редуцируются и потому воспринимаются как призвук предшествующего им согласного (В.И. Бельтюков). Этой же закономерностью объясняется неспособность детей вычленять согласные в начале слова. В большинстве случаев выделяется не отдельный звук, а согласный и следующий за ним гласный. Так, учащиеся говорят, что первый звук в слове «воробей» - «во». Значительную трудность для детей представляло вычленение согласных при их стечении в середине и в конце слова. Так в слове «холм» звуки выделялись в следующей последовательности: х, о, м.
Анализ материалов обследования учащихся с нарушением фонематической системы позволил установить ряд закономерностей, свойственных деятельности этих учащихся в процессе производства фонематического анализа и синтеза:
— выраженное нарастание трудностей при выполнении фонематического анализа слов сложного слогового состава, слов сложного морфемного строения (с приставками, суффиксами), длинных слов, имеющих в своем составе аффрикаты, вибранты и другие соноры;
Это интересно
Психофизические
особенности развития ребенка 6-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменя ...
Алгоритм подготовки и проведения педсоветов
Необходимо раскрыть, пояснить каждый пункт, 1. Определение целей и задач. 2. Формирование творческой группы (мозгового центра) педсовета. 3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами творческой группы. 4. Составление плана подготовки и проведения педсовет ...
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...