У младших школьников первой группы процесс формирования навыка чтения оказался на достаточно высоком уровне. Хотя 40% детей и допускали так называемые «ошибки роста», но ошибки чтения не носили стойкий характер, то есть не являлись дислексическими и, очевидно, были связаны с тем, что процесс формирования данного навыка еще не был окончательно завершен.
Наибольшее число ошибок, допущенных при чтении детьми данной группы, было отмечено на уровне звуко-буквенных обозначений. По мере перехода к чтению более сложных единиц (слов, предложений) увеличения количества не наблюдалось. У всех учащихся данной группы не было обнаружено аграмматизмов при чтении предложений, а так же не было нарушено понимание прочитанного материала. Дети читали выразительно, с правильным интонационным оформлением предложений.
Недостатки чтения, встречающиеся у школьников второй группы, были сходны с так называемыми «ошибками роста», выявленными при обследовании учеников первой группы, но количество таких ошибок увеличивалось с усложнением лексического материала. У детей данной группы не встречались аграмматизмы при чтении, понимание читаемого материала было в достаточной степени сохранным.
Наибольшее число ошибок чтения у учащихся 2-й группы было выявлено на уровне звуко-буквенных обозначений. Среди них преобладали фонематические смешения, смешения букв, сходных по начертанию, а также встречались пропуски и добавления звуков. Дети читали не очень выразительно, не всегда правильно интонационно оформляли предложения. Эти ошибки не носили стойкий (дислексический) характер, в отличие от ошибок, допущенных детьми 3-й группы. Следует отметить, что для учащихся 3-й группы была характерна тенденция к увеличению количества буквенных замен по мере усложнения предлагаемого для чтения материала. Кроме того, у школьников 3-й группы было обнаружено большое количество ошибок при чтении слов. Наиболее типичными здесь были следующие ошибки:
— пропуски или добавления слогов в словах;
— слияние двух слов в одно;
— неправильное воспроизведение целого слова после правильного его прочтения по слогам.
Помимо этого, в данной группе было выявлено достаточно большое количество аграмматизмов при чтении предложений.
Отличительной особенностью детей 3-й группы было и то, что наряду с перечисленными ранее ошибками технической стороны чтения в ряде случаев отмечалось нарушение понимания прочитанного материала.
Типология ошибок чтения приведена в таблице 4.
Таблица 4 Типология ошибок чтения
№ |
Типы ошибок |
Дети с речевой патологией |
Дети с нормальным речевым развитием | ||
кол-во |
о/о |
кол-во |
о/о | ||
1 |
Добавление звуков |
5 |
8,5 |
- |
- |
2 |
Пропуск звуков |
7 |
11,8 |
3 |
30 |
3 |
Перестановка звуков |
2 |
3,3 |
2 |
20 |
4 |
Смешение звуков |
16 |
27,1 |
5 |
50 |
5 |
Пропуск слогов |
12 |
20,3 |
- |
- |
6 |
Добавление слогов |
8 |
13,5 |
- |
- |
7 |
Перестановки слогов |
5 |
8,5 |
- |
- |
8 |
Аграмматизмы |
4 |
6,7 |
- |
- |
Это интересно
Сущность
внимания, его виды и свойства
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельн ...
Что такое интерактивное обучение
В современной школе существуют три основных модели обучения: пассивная, активная и интерактивная. Интерактивное обучение является разновидностью активного и имеет свои закономерности и особенности. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от «interact», где «inter» - взаимный и «act» - ...
Роль медиа в жизни современных школьников,
сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...