У младших школьников с нормальным речевым развитием сформированность фонематических представлений оказалась на высоком уровне. Дети не допустили в этой серии заданий ни одной ошибки. Результаты третьего этапа эксперимента отражены в диаграммах 5 и 6.
|
|
Качество выполнения заданий III этапа учащимися с речевой патологией (в %) |
Качество выполнения заданий III этапа учащимися с нормальным речевым развитием (в %) |
Диаграмма 5 Диаграмма 6
Таким образом, результаты обследования фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в каждой из групп отличались друг от друга количеством обнаруженных нарушений, их повторяемостью и возможностью исправить допущенные ошибки.
Гистограмма 1 Уровень сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Индивидуальные результаты детей позволили нам условно разделить их на группы по уровню сформированности фонематических процессов:
- 1-ю группу составили дети с высоким уровнем развития фонематических процессов: правильность выполнения заданий – от 70% до 100% (8 человек с нормальным речевым развитием; 1 человек - ФФН). Учащиеся хорошо ориентировались в заданиях, ошибок допускали мало и чаще всего самостоятельно исправляли их в ходе работы.
- 2-ю группу составили дети со средним уровнем развития фонематических процессов: правильность выполнения заданий – от 40% до 69% (2 человека с нормальным речевым развитием; 5 человек – ФФН; 2 человек – ОНР). Учащиеся не совсем заданиями справлялись самостоятельно, иногда требовалась помощь взрослого. Количество ошибок возрастало при усложнении лексического материала.
- 3-ю группу составили дети с низким уровнем развития фонематических процессов: правильность выполнения заданий – от 0% до 39% (2 человека – ОНР). Учащиеся с трудом ориентировались в заданиях. Допускали большое количество ошибок при выполнении заданий даже на простом лексическом материале.
Таблица 2 Группы по уровню сформированности фонематических процессов
Обследуемые |
I |
II |
III | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
Уч-ся с норм. реч. развит. |
8 |
80 |
2 |
20 |
- |
- |
Уч-ся с реч. патологией |
1 |
10 |
7 |
70 |
2 |
20 |
Анализ результатов обследования навыка чтения
Анализ результатов обследования навыка чтения позволил выявить особенности формирования данного навыка у детей в обеих экспериментальных группах.
В связи с тем, что общее количество ошибок чтения не распределялось равномерно между всеми учениками, в ней были выделены три группы:
- 1-ю группу составили дети, с высоким уровнем навыка чтения (10 человек с нормальным речевым развитием; 2 человека – ФФН);
- во 2-ю группу вошли учащиеся, у которых встречались единичные (неспецифические) ошибки чтения (4 человека – ФФН; 2 человека - ОНР);
- в 3-ю группу вошли учащиеся, у которых были обнаружены специфические повторяющиеся ошибки чтения (2 человека – ОНР).
Таблица 3 Группы по уровню сформированности навыка чтения
Обследуемые |
I |
II |
III | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
Уч-ся с норм. реч. развит. |
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Уч-ся с реч. патологией |
2 |
20 |
6 |
60 |
2 |
20 |
Это интересно
Методика развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в
детско-юношеских спортивных школах
Физическая подготовка дзюдоиста - процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей. В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку. Общая физическая подг ...
Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика
Технологическое образование (трудовое обучение) учащихся до настоящего времени построено на принципах и нормах индустриального (экстенсивного) этапа развития общества. Проблема состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельност ...
Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...