Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время имеется ряд фундаментальных исследований, в которых раскрывается возрастная динамика процесса осознания языковой действительности нормально развивающимися детьми.
Все исследователи подчеркивают, что вычленение ребенком новой области объективного мира имеет для него не только прагматическое значение, обеспечивая овладение письмом и чтением, но является важным этапом его умственного развития (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).
Основным образованием, связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, - является звуковой анализ. Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте.
Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.
В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процесса чтения является умение не только выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи последовательностью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления звуковой структуры слова.
Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последующий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искажений звуко-слоговой структуры слова при чтении.
Подчеркивая значимость осознания детьми звуковой структуры слов для усвоения навыков письма и чтения, М. С. Курдюмов отмечает, что успех в обучении грамоте определяется совершенством системы фонематического анализа речи, системы, которая «выступает в качестве единственного средства соотнесения двух знаковых систем языка».
Все выше сказанное определяет цель нашего исследования: изучить особенность формирования навыка чтения у младших школьников с недостатками развития фонематической системы.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. Провести обследование уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников общеобразовательной школы.
2. Обследовать состояние процесса чтения младших школьников в конце первого года обучения.
3. Проанализировать результаты изучения уровня сформированности фонематического анализа и синтеза и процесса чтения у всех испытуемых и выявить особенности формирования навыка чтения у детей с различной степенью сформированности фонематических процессов.
4. На основании полученных данных определить являются ли выявленные отклонения показателем предрасположенности к дислексии.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование позволяет выявить специфику формирования фонематической системы у детей с речевой патологией в процессе обучения чтению, определить степень сформированности операций фонематического анализа и синтеза у данной категории детей, расширить представления о механизмах чтения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, помогут определить трудности при обучении чтению, с которыми могут столкнуться младшие школьники с недоразвитием фонематической системы;
- на основе анализа данных констатирующего эксперимента учитель (логопед) может скорректировать свою работу с целью улучшения качества усвоения программного материала по родному языку.
Нами было проведено экспериментальное исследование учащихся первых классов общеобразовательной школы. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №1927 г. Москвы в течение 2004/05 учебного года. В эксперименте приняли участие десять детей, имеющих нарушения фонематической системы (первая группа), и десять детей с нормальным речевым развитием в онтогенезе (вторая группа).
Отбор в первую группу осуществлялся на основе имеющихся в логопедическом заключении сведений о нарушениях фонематических процессов.
Речевой статус детей, вошедших в первую группу, характеризовался следующим образом: ОНР-III уровень – 4 человека, ФФН – 6 человек.
Речевой статус детей, вошедших во вторую группу, характеризовался нормальным речевым развитием.
Это интересно
Характеристика театрализованных игр
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок име ...
Типология упражнений с целью активизации
материала речевой направленности при помощи опор
Многолетний педагогический опыт обучения школьников иноязычной речи убеждает, что обогащение лексического запаса учащихся - постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку. В своей работе, поэтому, создаю ...
Понятие обобщения и его роль при обучении математике
Проблеме обобщения в процессе познания посвящены труды многих ученых философов, психологов, педагогов, математиков. С точки зрения логики обобщение – это «построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулируемых правил построени ...