- за первую серию – 72 балла;
- за вторую серию – 6 баллов;
- за третью серию – 6 баллов.
Второй этап - фонематический синтез.
Инструкция: соедини звуки и скажи слово.
Первое задание - способность соединять в слова звуки, данные в ненарушенной последовательности:
ч а с а л ф а в’ и т п а р к п л о щ а д’ и с’ т’ и х ф у т б о л г и р’ а в’ и с н а
Второе задание - составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности:
л м ом а р а а к ш а к а п у
ш к о м ак у а р н о к о г а н и к
Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;
1 балл – задание выполнено с ошибками;
0 баллов – задание не выполнено.
Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий второго этапа составил 4 балла.
Третий этап - фонематические представления.
Первое задание - способность подобрать слова на заданный звук. Инструкция: придумай слова со звуком .
- на материале звуков, ненарушенных в произношении: а, у, в, т;
- на материале звуков, нарушенных в произношении: р, л, с, ш.
Второе задание - Способность подбирать слова с заданным количеством звуков.
Инструкция: придумай слово, чтобы в нем было . 3 звука, 4 звука, 5 звуков, 6 звуков.
Третье задание - Подбор картинок на заданный звук.
Инструкция: Отбери картинки со звуком .
- на материале звуков, ненарушенных в произношении:
а арбуз, дом, мак, рыба, дом;
у утка, кошка, утюг, дерево, лук;
ы мышь, дом, крыша, белка, сыр;
в воротник, белка, воробей, пакет, волк;
т торт, клоун, топор, бегемот, малина.
- на материале звуков, нарушенных в произношении:
с сумка, стакан, миска, дерево, кукла;
ш шапка, машина, мышь, кукла, платье;
ч чашка, бочка, клоун, мяч, ракета;
ц цапля, кольцо, заяц, утюг, волк;
л лодка, клоун, белка, сумка, камень;
р рак, топор, воробей, кошка, стакан.
Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;
1 балл – задание выполнено с ошибками;
0 баллов – задание не выполнено.
Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий третьего этапа составил 6 балла.
Четвертый этап - исследование навыка чтения.
1. Чтение букв.
При проверке знания букв были использованы сенсибилизированные пробы. При их выполнении испытуемый должен был назвать наложенные друг на друга, недописанные, перечеркнутые дополнительными штрихами буквы, а также найти и назвать правильные буквы среди написанных зеркально.
2. Чтение слогов.
Учащемуся предлагалось прочитать разные типы слогов:
- открытые слоги, состоящие из 2-х букв (согласной и гласной): СГ;
- закрытые слоги, состоящие из 2-х букв (гласной и согласной): ГС;
- открытые слоги со стечением согласных букв в начале слога: ССГ;
- закрытые слоги, состоящие из 3-х букв: СГС;
3. Чтение и понимание слов.
Для чтения ребенку предлагались слова, обозначающие знакомые ему предметы и имеющие разную слоговую структуру:
- односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова без стечения согласных: кот, лиса, ворона, черепаха и др.;
- односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова со стечением согласных: крот, письма, коленка, аквариум и др.
Слова были напечатаны различным образом: слитно, а также с разделением на слоги или буквы, которые отделялись друг от друга горизонтальными линиями разной длины, что давало возможность определить способность учащихся синтезировать слова несмотря на помехи.
На данном этапе обследования, кроме технической стороны процесса чтения, проверялось понимание прочитанного. Для этого ребенку предлагалось составить с прочитанным словом, предложение или выбрать нужную картинку среди других, названия которых были близки по звучанию или значению.
4. Чтение и понимание предложений.
Стимульным материалом на данном этапе обследования служили специально составленные предложения, включающие одно-, дву-, трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов. Все слова обозначали знакомые ребенку предметы. Каждое слово было разделено на слоги, которые отделялись дефисом. Предложения включали в себя 3-4 слова и отличались друг от друга по наличию или отсутствию служебных слов (предлогов), использованию разных грамматических форм знаменательных частей речи.
Наташа рисует картину. Миша делает зарядку.
Ученик идет в школу. В вазе стоят цветы.
При проверке понимания прочитанного ребенок должен был ответить на вопросы, задаваемые к каждому предложению, или выбрать нужную картинку среди других, изображающих сходные ситуации.
5. Чтение и понимание текста.
Для чтения был выбран незнакомый детям повествовательный текст Л. Толстого «Умная Галка». Текст был небольшой по объему (146 печатных знаков), доступный по содержанию.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине была вода только на дне. Галка не могла достать до воды. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше и можно было пить.
Это интересно
Развитие системы общеобразовательной подготовки военнослужащих
Задачи: повышение привлекательности военной службы для населения, обеспечение непрерывности образования, создание для военнослужащих по призыву возможности получения в специальных учебных центрах «гражданских» профессий для трудоустройства после армии; создание для военнослужащих по контракту, жела ...
Значение развития
быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой двигательные качес ...
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...