Данное исследование не носило характера итогового контроля и, следовательно, полученные результаты не влияли на выставление итоговой оценки.
Эксперимент проводился в первой половине дня на индивидуальных занятиях.
Методика исследования уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
Констатирующий эксперимент состоял из четырех этапов.
Первый этап был направлен на изучение навыка учащихся производить фонематический анализ слов. Так как фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа, этап включал три серии заданий:
I серия – задания на выделение звука на фоне слова (на материале звуков нарушенных и не нарушенных);
II серия – задания на производство элементов фонематического анализа слов (выделение различных гласных и согласных фонем, занимающих в словах разные позиции);
III серия – задание на производство полного фонематического анализа слов различной длины, различного слогового и морфемного состава.
Второй этап был направлен на изучение способности учащихся производить фонематический синтез. Эта серия содержала задания, с помощью которых определялась способность учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности. Звуки произносились экспериментатором с интервалом в две секунды. Ребенок должен был воспроизвести слово, используя услышанные звуки.
Третий этап – изучение фонематических представлений учащихся. Задания были направлены на изучение способности подбирать слова на заданные звуки, слова с заданным количеством звуков, умение подбирать картинки на заданный звук (на материале звуков, нарушенных и не нарушенных в произношении).
Четвертый этап – исследование навыков чтения.
В ходе дальнейшего исследования у всех детей по окончании первого класса индивидуально поэтапно изучалась степень сформированности навыка чтения. Для этого были использованы схемы обследования, предложенные Р.Е.Левиной (1968), Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной (1989). Они включали в себя изучение всех ступеней формирования навыка чтения.
Первый этап - фонематический анализ.
I серия - выделение звука на фоне слова
Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук .
Первое задание - на материале звуков, ненарушенных в произношении:
м мак, рот, комар, доска, дом, окно
а арбуз, сок, лук, дар, сани
т утка, дом, тополь, мох, кот, книга
к комар, обувь, окно, малина, конь.
Второе задание - на материале звуков, нарушенных в произношении:
с стакан, дерево, миска, комната, нос, книга
ш шапка, альбом, малина, крупа, ложка, мел, карандаш
3 зонтик, крот, ваза, конь, заяц, дятел, лук
щ щётка, лебедь, клещи, олень, плащ, воробей
ч часы, лампа, бочка, хлеб, меч, полка
л лампа, енот, ёлка, автобус, крокодил, бегемот
р рыба, зонтик, повар, ёжик, барсук, машина
ц цыпленок, муравей, кольцо, хлеб, заяц, белка Оценка:
Оценка:
1 балл- проба выполнена верно;
0 баллов- проба выполнена не верно.
II серия - выделение звука в соответствии с его позицией в слове.
Первое задание - выделение начального гласного под ударением: Инструкция: назови первый звук в слове (экспериментатор произносит слова, интонируя звуки, которые ребенок должен выделить).
Аня утро Оля астра Инна удочка
Второе задание - выделение последнего звука из слова
Инструкция: назови последний звук в слове .
мак дом
танкист кровать мох слон
Третье задание - выделение согласного звука в начале слова.
Инструкция: назови первый звук в слове .
Белка доска марка курица
холм воробей
Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;
1 балл – задание выполнено с ошибками;
0 баллов – задание не выполнено.
III серия - Определение места звука в слове, последовательности, количества звуков в слове, звуков, соседних с данными.
Первой задание - определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Инструкция: где в слове находится звук.
на материале звуков, ненарушенных в произношении:
компот мак
морс [м] кот [к]
ум миска
на материале звуков, ненарушенных в произношении:
ус рак
сыр [с]забор [р]
коса народ
полка мыш
белка [л]шум [ш]
лампа уши
Второе задание - определение последовательности и количества звуков в слове.
Инструкция: назови все звуки в слове, сколько их всего?
Дым кофта тина диктант
танк котомка
Третье задание - определение места звука по отношению к другим звукам:
Инструкция: какой по счету звук "р" в словах: рыба, пароход, трава, февраль, завтрак.
Назвать соседей звука "ш" в словах: кошка, смешно, солнышко, ушки.
Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;
1 балл – задание выполнено с ошибками;
0 баллов – задание не выполнено.
Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий первого этапа составил 84 балла, из них:
Это интересно
Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...
Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших школьников
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят ...
Роль медиа в жизни современных школьников,
сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...