pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста » Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников

Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников

Страница 2

Данное исследование не носило характера итогового контроля и, следовательно, полученные результаты не влияли на выставление итоговой оценки.

Эксперимент проводился в первой половине дня на индивидуальных занятиях.

Методика исследования уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

Констатирующий эксперимент состоял из четырех этапов.

Первый этап был направлен на изучение навыка учащихся производить фонематический анализ слов. Так как фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа, этап включал три серии заданий:

I серия – задания на выделение звука на фоне слова (на материале звуков нарушенных и не нарушенных);

II серия – задания на производство элементов фонематического анализа слов (выделение различных гласных и согласных фонем, занимающих в словах разные позиции);

III серия – задание на производство полного фонематического анализа слов различной длины, различного слогового и морфемного состава.

Второй этап был направлен на изучение способности учащихся производить фонематический синтез. Эта серия содержала задания, с помощью которых определялась способность учащихся соединять в слова звуки, данные в ненарушенной и нарушенной последовательности. Звуки произносились экспериментатором с интервалом в две секунды. Ребенок должен был воспроизвести слово, используя услышанные звуки.

Третий этап – изучение фонематических представлений учащихся. Задания были направлены на изучение способности подбирать слова на заданные звуки, слова с заданным количеством звуков, умение подбирать картинки на заданный звук (на материале звуков, нарушенных и не нарушенных в произношении).

Четвертый этап – исследование навыков чтения.

В ходе дальнейшего исследования у всех детей по окончании первого класса индивидуально поэтапно изучалась степень сформированности навыка чтения. Для этого были использованы схемы обследования, предложенные Р.Е.Левиной (1968), Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной (1989). Они включали в себя изучение всех ступеней формирования навыка чтения.

Первый этап - фонематический анализ.

I серия - выделение звука на фоне слова

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук .

Первое задание - на материале звуков, ненарушенных в произношении:

м мак, рот, комар, доска, дом, окно

а арбуз, сок, лук, дар, сани

т утка, дом, тополь, мох, кот, книга

к комар, обувь, окно, малина, конь.

Второе задание - на материале звуков, нарушенных в произношении:

с стакан, дерево, миска, комната, нос, книга

ш шапка, альбом, малина, крупа, ложка, мел, карандаш

3 зонтик, крот, ваза, конь, заяц, дятел, лук

щ щётка, лебедь, клещи, олень, плащ, воробей

ч часы, лампа, бочка, хлеб, меч, полка

л лампа, енот, ёлка, автобус, крокодил, бегемот

р рыба, зонтик, повар, ёжик, барсук, машина

ц цыпленок, муравей, кольцо, хлеб, заяц, белка Оценка:

Оценка:

1 балл- проба выполнена верно;

0 баллов- проба выполнена не верно.

II серия - выделение звука в соответствии с его позицией в слове.

Первое задание - выделение начального гласного под ударением: Инструкция: назови первый звук в слове (экспериментатор произносит слова, интонируя звуки, которые ребенок должен выделить).

Аня утро Оля астра Инна удочка

Второе задание - выделение последнего звука из слова

Инструкция: назови последний звук в слове .

мак дом

танкист кровать мох слон

Третье задание - выделение согласного звука в начале слова.

Инструкция: назови первый звук в слове .

Белка доска марка курица

холм воробей

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

III серия - Определение места звука в слове, последовательности, количества звуков в слове, звуков, соседних с данными.

Первой задание - определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Инструкция: где в слове находится звук.

на материале звуков, ненарушенных в произношении:

компот мак

морс [м] кот [к]

ум миска

на материале звуков, ненарушенных в произношении:

ус рак

сыр [с]забор [р]

коса народ

полка мыш

белка [л]шум [ш]

лампа уши

Второе задание - определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция: назови все звуки в слове, сколько их всего?

Дым кофта тина диктант

танк котомка

Третье задание - определение места звука по отношению к другим звукам:

Инструкция: какой по счету звук "р" в словах: рыба, пароход, трава, февраль, завтрак.

Назвать соседей звука "ш" в словах: кошка, смешно, солнышко, ушки.

Оценка: 2 балла – задание выполнено верно;

1 балл – задание выполнено с ошибками;

0 баллов – задание не выполнено.

Таким образом, максимальный суммарный балл за выполнение заданий первого этапа составил 84 балла, из них:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Психофизиологическая структура процесса чтения
В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.A.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, ...

Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших школьников
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят ...

Роль медиа в жизни современных школьников, сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru