pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста

Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста

Нарушения чтения являются достаточно распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дислексии от иных, неспецифических ошибок чтения чрезвычайно важны для разработки системы логопедической работы по коррекции и предупреждению этих нарушений.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Проблема по раннему выявлению, предупреждению и коррекции фонематической дислексии у младших школьников, продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в последние годы в общеобразовательных школах количество учащихся, имеющих недостатки чтения и письма на фоне недостатков развития фонематических процессов, значительно увеличилось.

Таким образом, поиск новых оптимальных путей совершенствования процесса обучения чтению в условиях специального коррекционного воздействия определяет актуальность проблемы.

Цель исследования – совершенствование процесса обучения чтению младших школьников с учетом сформированности фонематических операций анализа и синтеза.

Объект исследования – процесс чтения младших школьников, имеющих недостатки развития фонематических процессов.

Предметом исследования является состояние фонематических операций анализа и синтеза у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что трудности овладения процессом чтения у младших школьников во многом обусловлены несформированностью фонематической системы, особенно операций фонематического анализа и синтеза.

Специально организованная система работы по формированию указанных операций, поиск специальных методов и приемов, дополняющих общеизвестные, будут способствовать оптимизации процесса обучения чтению.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психологическую, психолингвистическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Провести системный анализ и оценку факторов, определяющих возможность осуществления операций фонематического анализа и синтеза в процессе чтения учащимися.

3. В процессе констатирующего эксперимента осуществить сравнительный анализ процесса формирования навыков чтения между учащимися с нарушением фонематической системы и учащимися, не имеющих таких нарушений.

4. Выявить влияние недостатков развития фонематических процессов на характер чтения учащихся младших классов.

5. Теоретически обосновать и экспериментально разработать основные направления коррекционной работы по формированию операций фонематического анализа и синтеза в процессе обучения чтению.

Для решения поставленных задач использовались методы:

анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической);

разработка, проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на изучение и коррекцию особенностей дислексии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза;

изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы ПМПК, медицинские, речевые карты;

беседы с логопедами, педагогами, родителями;

количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов статистической обработки.

Структура выпускной квалификационной работы на тему «Нарушения фонематического анализа и синтеза при дислексии у младших школьников» состоит из:

- введения, в котором обоснована актуальность проблемы, определены цель, задачи и гипотеза исследовательской работы;

- главы 1, в которой рассматриваются психофизиологическая структура процесса чтения, специфические нарушения чтения и дана характеристика понятия «фонематическая дислексия»;

- главы 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;

- главы 3, в которой рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы, а также описаны результаты коррекционно-педагогического обучения;

- заключения, где дается теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;

- списка литературы и Приложения.

Это интересно

Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Значение подвижных игр для разностороннего воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательны ...

Технические и программные средства мультимедиа, используемые в школе
Формальный подход к определению средств мультимедиа, используемых в школе, говорит о том, что ими могут являться практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В таком случае под понятие средств мультимедиа могут попаст ...

Констатирующий эксперимент по определению исходного уровня духовно-нравственного развития младших подростков
Эксперимент проводился с сентября 2011 по май 2012 года. В нём были задействованы 20 учеников хорового отделения ДМШ № 7 города Иркутска. Как было сказано ранее, целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. В связи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru