— отсутствие ощущения неправильного (с ошибками) производства фонематического анализа слов разной сложности (простых и сложных).
У младших школьников нормальным речевым развитием трудности при выполнении данных заданий возникли лишь у 20% учащихся, что свидетельствует о том, что у большинства детей (80%) указанный компонент характеризовался высоким уровнем развития. Результаты первого этапа эксперимента отражены в диаграммах 1, 2.
|
|
Качество выполнения заданий I этапа учащимися с речевой патологией (в %) |
Качество выполнения заданий I этапа учащимися с нормальным речевым развитием (в %) |
Диаграмма 1 Диаграмма 2
При выполнении заданий по фонематическому синтезу слов у большинства учащихся с речевой патологией (80%) возникли трудности. Причем, при синтезе звуков, данных в ненарушенной последовательности, ошибок встречалось меньше. Ошибки, в основном, обнаруживались только при составлении слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. При синтезировании односложных и двусложных слов дети допускали такие ошибки: подбор близких по звучанию слов (паук = парк), добавление (паук = пакук), пропуск (паук = пук), замена звуков (паук = паут). Данные нарушения были многочисленными, что свидетельствует об их типичности и устойчивом характере. Результаты, полученные в ходе второго этапа эксперимента, отражены в диаграммах 3 и 4.
|
|
Качество выполнения заданий II этапа учащимися с речевой патологией (в %) |
Качество выполнения заданий II этапа учащимися с нормальным речевым развитием (в %) |
Диаграмма 3 Диаграмма 4
Учащиеся с нормальным речевым развитием с легкостью справлялись с заданиями. У них встречались лишь единичные ошибки, выражающиеся в добавлении или пропуске звука при составлении слов из звуков, данных в нарушенной последовательности. Однако указанные ошибки не могут рассматриваться как показатель нарушения анализируемого компонента. Следовательно, указанный компонент характеризовался высоким уровнем развития.
Типология ошибок, допущенных испытуемыми при выполнении серии заданий первого и второго этапа, отражены в таблице 1.
Таблица 1 Типология ошибок при фонематическом анализе и синтезе
№ |
Типы ошибок |
Дети с речевой патологией |
Дети с нормальным речевым развитием | ||
Кол-во |
о/о |
Кол-во |
о/о | ||
1 |
Добавление звука |
6 |
19.3 |
1 |
25 |
2 |
Пропуск звука |
6 |
19.3 |
1 |
25 |
3 |
Перестановка звуков |
4 |
13 |
1 |
25 |
4 |
Замена звуков |
7 |
22.6 |
- |
- |
5 |
Пропуск согл. при стечении |
8 |
25.8 |
1 |
25 |
Анализ результатов изучения фонематических представлений показал, что у испытуемых с речевой патологией, указанный компонент имеет недостаточную сформированность. Особые трудности возникли при задании подобрать слова с заданным количеством звуков, а так же встречались ошибки при отборе картинок со звуками, нарушенными в произношении. Это объясняется низким уровнем сформированности таких компонентов фонематической системы, как фонематическое восприятие и фонематический слух.
Это интересно
Критерии эффективности
личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. К сожалению, в образова ...
Опыт организации психологической службы в системе образования
В рамках современного положения системы образования в обществе, перед педагогическим коллективом встают качественно новые цели и задачи. От Министерства образования ждут решения многих социальных и нравственных проблем общества. Точнее, сегодня общество ждет создания оптимальной для развития учащег ...
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих ...