В ходе текущей проверки должна быть выявлена степень осознанного употребления в речи формулировок: «образует новые слова», «образует формы одного и того же слова», «служит для связи слов в словосочетании и предложении»:
1) Какие значимые части слова используются для образования новых слов? Докажите.
2) Как вы понимаете выражение «образует новые слова»?
3) Докажите, что слова книга — книжный являются однокореннымн, а книга — книгой — формами одного и того же слова.
4) Объясните смысл выражения «служит для связи слов в словосочетании и предложении».
5) От слова город образуйте новые слова (однокоренные слова) и несколько форм этого слова. Сделайте вывод о том, какие значимые части слова принимают участие в образовании новых слов, а какие — в образовании форм слова.
Основная функция корня заключается в том, что он несет «общее значение всех однокоренных слов». Данная формулировка, содержащаяся в школьном учебнике, обычно дословно воспроизводится учениками, однако в практической деятельности они нередко допускают серьезные ошибки, вызванные тем, что недооценивают значение смыслового анализа корня и однокоренных слов. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в упражнении сталкиваются слова с корнями-омонимами (запарился — попарно, ножницы — подножье, горный — пригореть—горевать). Разнообразные формы анализа таких слов помогают усвоению школьниками самой сути понятия о корне, а в ходе текущей проверки из урока в урок, предлагая учащимся специальные задания и вопросы, можно проследить за тем, как усваивается ими понятие корня как значимой части слова, основные свойства однокоренных слов, как осознается основное назначение корня в слове (основной носитель лексического значения, общего для всех однокоренных слов).
Так, понимание трех главных свойств морфем, тех свойств, которые нашли отражение в школьных определениях, помогает выделить три важных момента, которые необходимо учитывать учащимся при разборе слова по составу. Во-первых, вычленение морфем нужно производить с учетом значения слова в целом и значения отдельных морфем, входящих в его состав. Во-вторых, при квалификации морфемы необходимо учитывать ее местоположение в слове и, в-третьих, ту функцию, которую она выполняет.
Проверить степень усвоения учащимися всего объема знаний о морфемах позволяют прежде всего задания на воспроизведение формулировок определений. Но эти задания не всегда позволяют выявить реальные знания, степень понимания школьниками воспроизведенного текста. Вот почему наряду с традиционной формулировкой заданий «Что называется .?» целесообразно использовать и усложенные варианты вопроса, когда, например, предлагается схема ответа, в которой выделяются структурные части определения.
Вставьте пропущенные части:
Приставка —
это . .
2. которая обычно
стоит
3. и служит для
Например:
Своеобразным заданием на воспроизведение формулировки определения является ответ учащегося в форме рассказа по предложенному плану.
Расскажите все, что вы знаете о суффиксе по плану:
1. Какие признаки являются общими для суффикса, корня, приставки и-окончания?
2. В каком месте слова обычно располагается суффикс?
3. Для чего суффикс используется в языке?
Третий вид заданий предполагает ответ-рецензию учащегося на предложенные для сравнения варианты формулировок.
Какой из ответов учащихся является правильным ч наиболее полным?
1. Приставка—часть слова, стоящая перед корнем: приезжать.
Это интересно
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня
развития свойств внимания и характеристик тревожности
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности. Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью. Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых ...
Урок и его организация
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное напра ...
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) называют вершиной детства, так как ребенок еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Это начало школьной жизни. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному проявляется в кризисе семи лет. У ребенка, ...