pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 5

В ходе текущей проверки должна быть выявлена степень осознанного употребления в речи формулировок: «образует но­вые слова», «образует формы одного и того же слова», «слу­жит для связи слов в словосочетании и предложении»:

1) Какие значимые части слова используются для образования новых слов? Докажите.

2) Как вы понимаете выражение «образует новые слова»?

3) Докажите, что слова книга — книжный являются однокореннымн, а книга — книгой — формами одного и того же слова.

4) Объясните смысл выражения «служит для связи слов в словосочета­нии и предложении».

5) От слова город образуйте новые слова (однокоренные слова) и несколь­ко форм этого слова. Сделайте вывод о том, какие значимые части слова при­нимают участие в образовании новых слов, а какие — в образовании форм слова.

Основная функция корня заключается в том, что он несет «общее значение всех однокоренных слов». Данная формули­ровка, содержащаяся в школьном учебнике, обычно дословно воспроизводится учениками, однако в практической деятель­ности они нередко допускают серьезные ошибки, вызванные тем, что недооценивают значение смыслового анализа корня и одно­коренных слов. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в упражнении сталкиваются слова с корнями-омонимами (запарился — попарно, ножницы — подножье, горный — при­гореть—горевать). Разнообразные формы анализа таких слов помогают усвоению школьниками самой сути понятия о корне, а в ходе текущей проверки из урока в урок, предлагая учащим­ся специальные задания и вопросы, можно проследить за тем, как усваивается ими понятие корня как значимой части слова, основные свойства однокоренных слов, как осознается основное назначение корня в слове (основной носитель лекси­ческого значения, общего для всех однокоренных слов).

Так, понимание трех главных свойств морфем, тех свойств, которые нашли отражение в школьных определениях, помо­гает выделить три важных момента, которые необходимо учи­тывать учащимся при разборе слова по составу. Во-первых, вычленение морфем нужно производить с учетом значения сло­ва в целом и значения отдельных морфем, входящих в его сос­тав. Во-вторых, при квалификации морфемы необходимо учи­тывать ее местоположение в слове и, в-третьих, ту функцию, которую она выполняет.

Проверить степень усвоения учащимися всего объема зна­ний о морфемах позволяют прежде всего задания на воспро­изведение формулировок определений. Но эти задания не всегда позволяют выявить реальные знания, степень понимания школь­никами воспроизведенного текста. Вот почему наряду с тра­диционной формулировкой заданий «Что называется .?» целе­сообразно использовать и усложенные варианты вопроса, когда, например, предлагается схема ответа, в которой выделяются структурные части определения.

Вставьте пропущенные части:

Приставка —

это . .

2. которая обычно

стоит

3. и служит для

Например:

Своеобразным заданием на воспроизведение формулировки определения является ответ учащегося в форме рассказа по предложенному плану.

Расскажите все, что вы знаете о суффиксе по плану:

1. Какие признаки являются общими для суффикса, корня, приставки и-окончания?

2. В каком месте слова обычно располагается суффикс?

3. Для чего суффикс используется в языке?

Третий вид заданий предполагает ответ-рецензию учащегося на предложенные для сравнения варианты формулировок.

Какой из ответов учащихся является правильным ч наиболее полным?

1. Приставка—часть слова, стоящая перед корнем: приезжать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности
Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности. Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью. Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых ...

Урок и его организация
В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное напра ...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7 – 11 лет) называют вершиной детства, так как ребенок еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Это начало школьной жизни. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному проявляется в кризисе семи лет. У ребенка, ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru