pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 1

Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе.

Достаточно отчетливо

проявляется указанный недостаток

при

обучении словообразованию. Данный раздел имеет большое прак­тическое значение, предусматривает совершенствование умения правильно членить слова по составу, которое должно быть по­стоянно в центре внимания учителя. Это не означает, что конт­роль должен сводиться лишь к заданиям практического ха­рактера: определить состав слова, выделить в слове суффиксы и окончания, подобрать однокоренные слова и т. п. Объектом проверки и оценки должно стать и качество усвоения знаний, которые влияют на успешность формирования указанного уме­ния и обеспечивают его непрерывное развитие. К таким теоре­тическим сведениям относятся понятия корня, приставки, суф­фикса и окончания как значимых частей слова, т. е. тот теорети­ческий материал,

который предлагается учащимся в виде опре­делений

Между тем последовательность этапов обучения определяет рост требований к ответу школьника. Разными, например, бу­дут и требования, и критерии оценки ответа, показывающего степень осознания учащимися основных признаков окончания как значимой части слова, если эти знания проверяются у уче­ников с различной лингвистической подготовкой, определяемой этапом обучения:

— этап знакомства с составом слова

по рус­скому языку

— первые уроки изучения словообразования

— обобщающе-повторительные уроки по теме «Словообра­зование»;

— изучение последующих разделов школьного курса в классах, где в ходе практической деятельности учащихся рас­ширяются и уточняются знания об окончании;

— уроки повторения, предусмотренные в конце каждого учебного года.

Во всех указанных случаях должна проверяться та реаль­ная сумма знаний об окончании, которую усваивает ученик к моменту текущей проверки. При организации контроля нужно учитывать, что в ходе разнообразных видов языкового анализа (прежде всего морфологического) представление об окончании как значимой части слова из урока в урок, из года в год уточ­няется и развивается за счет углубления и расширения знаний в области грамматики (изменяемые и неизменяемые части речи, формы слова и грамматическое значение окончания, морфоло­гические категории, имеющие нулевое окончание и т. д.), слово­образования (формы слова и однокоренное слово, окончание и основа слова, общие и отличительные признаки окончания и других значимых частей слова, особенность структуры глаго­лов и глагольных форм с суффиксом -ся/-сь, опора на значение слова при выделении в нем окончания: голова, но гол | ов~|— гол и др.).

Другая причина, порождающая формализм в обучении, за­ключается в том, что не всегда в ходе проверки принимается во внимание характер деятельности учащихся национальных школ результат которой нужно оценить, а также степень трудности вопроса или задания, уровень самостоятельности школьника при их выполнении.

Так,

ученику легче дать устный ответ на вопрос «Что называется кор­нем слова?», чем оформить его письменно. Значительно проще за­дание на воспроизведение словесной формулировки определе­ния, чем задание, требующее развернутого, связного ответа, системы доказательств, примеров («Почему корень, приставка, суффикс и окончание называются значимыми частями слова?», «Какие признаки приставки и окончания являются общими?» и т. д.).(6,87).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Цели и задачи образовательного процесса ДОУ
Цель политики в сфере дошкольного образования - создание правовых, экономических и организационных условий для обеспечения гарантий прав населения района на получение качественных услуг в сфере образования в условиях стабильного, устойчивого функционирования и развития. Задачи политики в сфере дошк ...

Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные подходы и исследования к пониманию межличностных отношений
По мнению М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.[ ] Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В тоже время отношения являются не только результатом ...

Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru