Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе.
Достаточно отчетливо
проявляется указанный недостаток
при
обучении словообразованию. Данный раздел имеет большое практическое значение, предусматривает совершенствование умения правильно членить слова по составу, которое должно быть постоянно в центре внимания учителя. Это не означает, что контроль должен сводиться лишь к заданиям практического характера: определить состав слова, выделить в слове суффиксы и окончания, подобрать однокоренные слова и т. п. Объектом проверки и оценки должно стать и качество усвоения знаний, которые влияют на успешность формирования указанного умения и обеспечивают его непрерывное развитие. К таким теоретическим сведениям относятся понятия корня, приставки, суффикса и окончания как значимых частей слова, т. е. тот теоретический материал,
который предлагается учащимся в виде определений
Между тем последовательность этапов обучения определяет рост требований к ответу школьника. Разными, например, будут и требования, и критерии оценки ответа, показывающего степень осознания учащимися основных признаков окончания как значимой части слова, если эти знания проверяются у учеников с различной лингвистической подготовкой, определяемой этапом обучения:
— этап знакомства с составом слова
по русскому языку
— первые уроки изучения словообразования
— обобщающе-повторительные уроки по теме «Словообразование»;
— изучение последующих разделов школьного курса в классах, где в ходе практической деятельности учащихся расширяются и уточняются знания об окончании;
— уроки повторения, предусмотренные в конце каждого учебного года.
Во всех указанных случаях должна проверяться та реальная сумма знаний об окончании, которую усваивает ученик к моменту текущей проверки. При организации контроля нужно учитывать, что в ходе разнообразных видов языкового анализа (прежде всего морфологического) представление об окончании как значимой части слова из урока в урок, из года в год уточняется и развивается за счет углубления и расширения знаний в области грамматики (изменяемые и неизменяемые части речи, формы слова и грамматическое значение окончания, морфологические категории, имеющие нулевое окончание и т. д.), словообразования (формы слова и однокоренное слово, окончание и основа слова, общие и отличительные признаки окончания и других значимых частей слова, особенность структуры глаголов и глагольных форм с суффиксом -ся/-сь, опора на значение слова при выделении в нем окончания: голова, но гол | ов~|— гол и др.).
Другая причина, порождающая формализм в обучении, заключается в том, что не всегда в ходе проверки принимается во внимание характер деятельности учащихся национальных школ результат которой нужно оценить, а также степень трудности вопроса или задания, уровень самостоятельности школьника при их выполнении.
Так,
ученику легче дать устный ответ на вопрос «Что называется корнем слова?», чем оформить его письменно. Значительно проще задание на воспроизведение словесной формулировки определения, чем задание, требующее развернутого, связного ответа, системы доказательств, примеров («Почему корень, приставка, суффикс и окончание называются значимыми частями слова?», «Какие признаки приставки и окончания являются общими?» и т. д.).(6,87).
Это интересно
Цели и задачи образовательного процесса ДОУ
Цель политики в сфере дошкольного образования - создание правовых, экономических и организационных условий для обеспечения гарантий прав населения района на получение качественных услуг в сфере образования в условиях стабильного, устойчивого функционирования и развития. Задачи политики в сфере дошк ...
Соотношение понятий "общение" и "отношение", различные
подходы и исследования к пониманию межличностных отношений
По мнению М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.[ ] Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М.Андреева, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В тоже время отношения являются не только результатом ...
Метод проектов - перспективная образовательная
технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...