за тем,
как усваиваются школьниками эти важные для
практики сведения, помогает умело организованный текущий контроль.
Предметом постоянного контроля должен стать ход усвоения главной характеристики морфем как значимых частей слова. Обычно термин значимая воспринимается учащимися как несущественное дополнение к тому определению, которое было заучено ими в начальной школе, где эти морфемы назывались частями слов. Более того, нередко обнаруживается и неправильное понимание школьниками самого термина значимая: учащиеся считают, что значимыми корень, приставка, суффикс и окончание называются потому, что они имеют большое значение в языке, так как участвуют в важном процессе образования слов, а вовсе не потому, что они сами по себе что-то означают.
Формальное усвоение этого понятия приводит,
как мы знаем, к грубым ошибкам в языковом анализе. Известно, например, что основная причина ошибок на безударные гласные корня состоит как раз в том, что сближение слов как однокоренных производится учащимися без учета их значения (пишут «покозался», выделяя корень -коз-, «раздрожал» —
от слова дрожь, а к слову «укратить» подбирают проверочное краткий).
Ошибки на правописание приставок при- и пре- также
во
многом объясняются тем, что к моменту изучения данного правила учащиеся оказываются не подготовленными к смысловому анализу морфем, внимание к значению приставок и приемы определения
значения этих морфем не сформированы в должной мере.
Смысл термина значимая в полной мере может быть уяснен учащимися в результате выполнения заданий, которые требуют определить значение приставки, суффикса, окончания, сгруппировать слова в зависимости от значения корня. Упражнения, предусматривающие смысловой анализ морфем, служат не только средством контроля за тем, как формируется навык морфемного разбора, но проверяют также степень осознания школьниками понятия корня, приставки, суффикса и окончания как значимых частей слова. Вот почему упражнения такого типа могут быть использованы в процессе текущей проверки.
1) Разделите слово переходный на слоги. Можно ли слог назвать значимой частью слова? А частью слова? Почему? Разделите это слово на значимые части. Сделайте вывод.
2) Есть ли разница в выражениях часть слова и значимая часть слова? Сделайте вывод.
4) Почему корень, приставку, суффикс
и окончание называют значимыми частями слова?
5) Сравните три ответа учащихся на один и тот же вопрос. Оцените эти
ответы:
— Приставка — часть слова. Например, приезжать.
— Приставка — значимая часть слова.
— Приставка — значимая часть
слова. Например, в слове влететь приставка е- обозначает движение внутрь.
6) Выберите правильную формулировку из указанных ниже:
Приставка называется значимой частью слова, так как она:
— имеет большое значение в языке, потому что участвует в образовании новых слов;
— что-то обозначает, выражает какое-то значение, смысл в слове;
— является важной частью слова.
Последний элемент понятия корня, приставки, суффикса и окончания, закрепленный в определениях, связан с указанием на ту функцию, которую морфемы выполняют в языке. Этот аспект знания также требует длительной отработки и должен находиться под постоянным контролем учителя. Остановимся на одном из наиболее трудных моментов, связанных с разграничением словообразующей и формообразующей функцией служебных морфем. Эти термины не сообщаются ученикам, тем не менее представления об этих функциях значимых частей слова школьники получают, поскольку эти понятия являются основополагающими в курсе морфологии (формообразование) и собственно словообразования, изучающегося в V классе национальных школ (понятие о словообразовании в отличие от формообразования).
Это интересно
Эмпирическое исследование психологических
особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Акцент на профилактике школьной дезадаптации как ведущим направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в практику работы школьных учреждений, системы диагностирования начавших учиться первоклассников. Следует обратить внимание на то, не нарушены ли ...
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей
дошкольного возраста
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть ...
Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические). 1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют ...