pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 4

за тем,

как усваиваются школьниками эти важные для

практики сведения, помогает умело организованный текущий контроль.

Предметом постоянного контроля должен стать ход усвое­ния главной характеристики морфем как значимых частей слова. Обычно термин значимая воспринимается учащимися как несущественное дополнение к тому определению, которое было заучено ими в начальной школе, где эти морфемы назы­вались частями слов. Более того, нередко обнаруживается и неправильное понимание школьниками самого термина значи­мая: учащиеся считают, что значимыми корень, приставка, суф­фикс и окончание называются потому, что они имеют большое значение в языке, так как участвуют в важном процессе обра­зования слов, а вовсе не потому, что они сами по себе что-то означают.

Формальное усвоение этого понятия приводит,

как мы зна­ем, к грубым ошибкам в языковом анализе. Известно, напри­мер, что основная причина ошибок на безударные гласные корня состоит как раз в том, что сближение слов как однокорен­ных производится учащимися без учета их значения (пишут «покозался», выделяя корень -коз-, «раздрожал» —

от слова дрожь, а к слову «укратить» подбирают проверочное краткий).

Ошибки на правописание приставок при- и пре- также

во

многом объясняются тем, что к моменту изучения данного пра­вила учащиеся оказываются не подготовленными к смысловому анализу морфем, внимание к значению приставок и приемы определения

значения этих морфем не сформированы в долж­ной мере.

Смысл термина значимая в полной мере может быть уяс­нен учащимися в результате выполнения заданий, которые тре­буют определить значение приставки, суффикса, окончания, сгруппировать слова в зависимости от значения корня. Упраж­нения, предусматривающие смысловой анализ морфем, служат не только средством контроля за тем, как формируется навык морфемного разбора, но проверяют также степень осознания школьниками понятия корня, приставки, суффикса и оконча­ния как значимых частей слова. Вот почему упражнения тако­го типа могут быть использованы в процессе текущей проверки.

1) Разделите слово переходный на слоги. Можно ли слог назвать зна­чимой частью слова? А частью слова? Почему? Разделите это слово на зна­чимые части. Сделайте вывод.

2) Есть ли разница в выражениях часть слова и значимая часть слова? Сделайте вывод.

4) Почему корень, приставку, суффикс

и окончание называют значимыми частями слова?

5) Сравните три ответа учащихся на один и тот же вопрос. Оцените эти

ответы:

— Приставка — часть слова. Например, приезжать.

— Приставка — значимая часть слова.

— Приставка — значимая часть

слова. Например, в слове влететь пристав­ка е- обозначает движение внутрь.

6) Выберите правильную формулировку из указанных ниже:

Приставка называется значимой частью слова, так как она:

— имеет большое значение в языке, потому что участвует в образовании новых слов;

— что-то обозначает, выражает какое-то значение, смысл в слове;

— является важной частью слова.

Последний элемент понятия корня, приставки, суффикса и окончания, закрепленный в определениях, связан с указанием на ту функцию, которую морфемы выполняют в языке. Этот аспект знания также требует длительной отработки и должен находиться под постоянным контролем учителя. Остановимся на одном из наиболее трудных моментов, связанных с разграни­чением словообразующей и формообразующей функцией служеб­ных морфем. Эти термины не сообщаются ученикам, тем не менее представления об этих функциях значимых частей слова школьни­ки получают, поскольку эти понятия являются основополагающи­ми в курсе морфологии (формообразование) и собственно слово­образования, изучающегося в V классе национальных школ (понятие о словообра­зовании в отличие от формообразования).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно

Применение методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности. При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически ...

Нарушение школьной адаптации как междисциплинарная проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-пс ...

Общие вопросы изучения алгоритмизации и программирования в школьном курсе информатики
Основными целями изучения учебного предмета “Информатика” являются формирование представления об информатике как науке; практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе; воспитание информационной культуры. Основными задачами изучения учебного предмета “Информатика” являются формирова ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru