pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 2

И, наконец, серьезным недостатком в организации контроля является некоторая разобщенность двух взаимосвязанных сто­рон Проверки: контроль за усвоением знаний, с одной сто­роны, и овладением умениями — с другой. Абсолютизация одного из аспектов контроля приводит к формализму, который проявляется в вербальном (словесном) характере приобрета­емых знаний.

Так, проверка усвоения учащимися понятий корня, при­ставки, суффикса и окончания иногда сводится к тому, что школь­нику предлагается воспроизвести соответствующее определение («Что называется окончанием?»). Если учитель злоупотребляет подобными вопросами, не требуя от учеников доказательных ответов, не предлагая заданий, направленных на то, чтобы вы­явить степень осознания учеником содержательной стороны определения, то школьник обычно довольствуется механическим заучиванием лингвистического определения без достаточного осмысления его. В этом случае ученик усваивает только словес­ную форму выражения и знания, а не его содержание. Вот поче­му даже дословное воспроизведение определения не является еще доказательством того, что учеником оно осмыслено, понято и воспринимается как руководство в практической деятельности, т. е. в ходе морфемного разбора.

Между тем формирование знаний и умений — процесс дву­единый, компоненты его тесно связаны и обусловливает друг друга. Знание определений корня, приставки, суффикса и окон­чания вооружает ученика надежным способом действия, фор­мирует важнейшие направления и этапы морфемного анализа слова. Однако ученик не всегда правильно понимает практи­ческое назначение тех знаний, которые он получает в виде определений. Усвоенные на вербальном уровне, эти определения загружают память учащихся и не оказывают необходимого воз­действия на процесс обучения. При этом школьники не ощу­щают потребности в этих знаниях при выполнении практичес­кого задания.

Добиться от учащихся неформального усвоения знаний, понимания сущности и практической значимости этих слово­образовательных сведений (понятие корня, приставки, суф­фикса и окончания как значимых частей слова) можно в резуль­тате специальной работы над содержанием лингвистического определения. Организующую и направляющую роль в такой работе выполняет текущая проверка знаний, предназначенная для того, чтобы систематически поставлять информацию о ходе усвоения школьниками учебного материала (что понимается учащимися в достаточной мере, а что требует дополнительной отработки в ходе языкового анализа).

Обратимся к определениям, которые имеются в школьном учебнике для 4 класса национальных школ. В них содержится указание на три существенные стороны разных морфем: 1) это значимые части слова; 2) каждая морфема выполняет определенную функцию в языке и 3) имеет определенное местоположение в структу­ре слова.

К моменту изучения «Словообразования» в 4 классе у школь­ников накапливается определенный лингвистический опыт в дан­ной области языка, в частности сведения о последовательности расположения морфем в слове. Поэтому наиболее легкой для понимания и воспроизведения оказывается та часть определений, где говорится о местоположении значимых частей слова (при­ставка находится перед корнем, суффикс стоит после корня). Уже на самых первых уроках по словообразованию можно про­верить, что учащиеся знают о порядке следования морфем в словах. Проверить это помогают не только и не столько вопро­сы на воспроизведение определений морфем, сколько задания, нацеливающие на сопоставительный анализ разных фактов язы­ка в области словообразования и активизирующие мыслитель­ную деятельность школьников:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Теоретические основы логопедической работы по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
При разработке методики за основу были положены следующие научно-теоретические положения и принципы (Н. В. Серебрякова). Психолингвистические представления о процессе порождения речи. Л. С. Выготский определял процесс порождения речи как движение «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформле ...

Общение дошкольников
Попробуем заглянуть в группу детского сада и прислушаться к разговору ребят, когда они предоставлены сами себе. На первый взгляд дети просто играют - кормят кукол, строят что-то из кубиков и как бы между делом разговаривают: - Я домик для собачки строю. - А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж… - А у ...

Методика развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах
Физическая подготовка дзюдоиста - процесс, направленный на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей. В зависимости от применяемых средств различают общую, вспомогательную и специальную физическую подготовку. Общая физическая подг ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru