pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 3

1) В каком порядке обычно располагаются в слове значимые части? По­кажите на примерах.

2) Какая значимая часть слова может находиться между корнем и окон­чанием? Приведите примеры.

3)

Найдите ошибки в схемах, объясните эти ошибки:

4) Как вы думаете, почему изменяемая часть слова называется окончанием?

По мере того как школьники знакомятся с более сложны­ми по структуре словами, представление о порядке располо­жения морфем в слове несколько расширяется, что также не­обходимо учитывать при проверке знаний и умений учащихся. Так, уже в конце 4 класса школьники анализируют по со­ставу возвратные глаголы с суффиксом -ся/-сь и, следователь­но, знакомятся с такой моделью слов, где суффикс стоит не после корня, а за окончанием. Знания, которые получают школь­ники в ходе анализа подобных глаголов, не находят специаль­ного словесного подкрепления в учебнике (в частности, в опре­делениях суффикса и окончания). Эти знания должны стать предметом контроля, что позволит предупредить типичные ошиб­ки в морфемном разборе слов (обозначение -ся(-сь) как окон­чания — умыла (сь) включение этой морфемы в состав стоящего перед ней окончания — умыл (ась).

Система контрольных вопросов, предлагаемых время от време­ни учащимся, позволяет, во-первых, акцентировать внимание на

трудных с точки зрения морфемного разбора словах; во-вторых, сформировать у школьников обобщенное представление о данной группе слов, выраженное особой словообразователь­ной моделью и, наконец, помогает проследить за тем, как конкретные выводы морфемного анализа обобщают­ся до уровня знаний и какие трудности при этом испытывают школь­ники (10,54) Осуществить эту проверку на разных этапах обучения помогают, например, такие задания и вопросы:

1) Назовите суффикс, который стоит в слове -не после корня, как обычно, а после окончания. В каких частях речи это наблюдается?

2) Вспомните определение суффикса. Почему суффикс -ся (-сь) не в полной мере соответствует этому определению? Приведите примеры слов с этим суф­фиксом и расскажите об особенностях строения таких слов.

3) Какой из перечисленных суффиксов употребляется в слове не на обыч­ном месте, а после окончания: -ем-, -л-, -ся-. -ист-?

4) Выделите суффиксы и окончания

в следующих словах: спастись,

затрястись, высь, началось, раздалось, лось. Сделайте вывод.

5) Выделите окончания в словах одеваются, улыбаюсь. В чем особенность окончаний в этих глаголах? Сделайте вывод.

6) Докажите, что в глаголах окончание может стоять не в самом жовде слова. В каких случаях это бывает?

7) Приведите примеры

слов, в которых суффикс

стоит после окончания.

Определенного внимания и разъяснения требуют примеры, структурной особенностью которых является наличие приставки в середине слова. Такое явление особенно распространено среди сложных слов типа времяпрепровождение, камнеобработка,

времяисчисление, кровоизлияние и др. Анализ этих примеров также обогащает представление учащихся о структурных особен­ностях слов в русском языке, помогает предупредить формаль­ное выделение морфем в словах с необычным строением, предуп­реждает орфографические ошибки в написании указанных при­ставок.

Итак, даже легко усваиваемый элемент знания о морфе­мах (их местоположение в слове по отношению друг к другу) углубляется и уточняется в процессе изучения родного языка. С одной стороны, учащиеся постепенно осознают общую язы­ковую закономерность (суффикс стоит после корня и обычно перед окончанием; окончание — это конечная значимая часть слова). С другой стороны, в ходе практической деятельности школьники знакомятся с такими распространенными языко­выми фактами, которые противоречат этой закономерности (суффикс -ся (-сь) в глаголах и глагольных формах стоит после окончания; приставка может находиться в середине сложного слова, т. е. после корня или соединительной гласной). Про­следить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Cистема Эльконина-Давыдова
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, т ...

Разработка личностно – ориентированного урока
Применяя имеющиеся материалы (см. Приложения) можно построить урок, ориентируясь на ценности лично – ориентированного обучения. Изучаем norton commander Тема Norton Commander изучается после знакомства с темой MS Dos. К этому времени учащимся известны понятие файла, операционной систе­мы MS Dos, он ...

Понятие «аффект»
Очень часто в профессиональном языке психологов и психиатров, как и в академической литературе по психологии используется термин «аффект», и в большинстве случаев такое слово является синонимом термина эмоция. Термин аффект, введён нидерландским философом 17-го века Спинозой и он считается родонача ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru