1) В каком порядке обычно располагаются в слове значимые части? Покажите на примерах.
2) Какая значимая часть слова может находиться между корнем и окончанием? Приведите примеры.
3)
Найдите ошибки в схемах, объясните эти ошибки:
4) Как вы думаете, почему изменяемая часть слова называется окончанием?
По мере того как школьники знакомятся с более сложными по структуре словами, представление о порядке расположения морфем в слове несколько расширяется, что также необходимо учитывать при проверке знаний и умений учащихся. Так, уже в конце 4 класса школьники анализируют по составу возвратные глаголы с суффиксом -ся/-сь и, следовательно, знакомятся с такой моделью слов, где суффикс стоит не после корня, а за окончанием. Знания, которые получают школьники в ходе анализа подобных глаголов, не находят специального словесного подкрепления в учебнике (в частности, в определениях суффикса и окончания). Эти знания должны стать предметом контроля, что позволит предупредить типичные ошибки в морфемном разборе слов (обозначение -ся(-сь) как окончания — умыла (сь) включение этой морфемы в состав стоящего перед ней окончания — умыл (ась).
Система контрольных вопросов, предлагаемых время от времени учащимся, позволяет, во-первых, акцентировать внимание на
трудных с точки зрения морфемного разбора словах; во-вторых, сформировать у школьников обобщенное представление о данной группе слов, выраженное особой словообразовательной моделью и, наконец, помогает проследить за тем, как конкретные выводы морфемного анализа обобщаются до уровня знаний и какие трудности при этом испытывают школьники (10,54) Осуществить эту проверку на разных этапах обучения помогают, например, такие задания и вопросы:
1) Назовите суффикс, который стоит в слове -не после корня, как обычно, а после окончания. В каких частях речи это наблюдается?
2) Вспомните определение суффикса. Почему суффикс -ся (-сь) не в полной мере соответствует этому определению? Приведите примеры слов с этим суффиксом и расскажите об особенностях строения таких слов.
3) Какой из перечисленных суффиксов употребляется в слове не на обычном месте, а после окончания: -ем-, -л-, -ся-. -ист-?
4) Выделите суффиксы и окончания
в следующих словах: спастись,
затрястись, высь, началось, раздалось, лось. Сделайте вывод.
5) Выделите окончания в словах одеваются, улыбаюсь. В чем особенность окончаний в этих глаголах? Сделайте вывод.
6) Докажите, что в глаголах окончание может стоять не в самом жовде слова. В каких случаях это бывает?
7) Приведите примеры
слов, в которых суффикс
стоит после окончания.
Определенного внимания и разъяснения требуют примеры, структурной особенностью которых является наличие приставки в середине слова. Такое явление особенно распространено среди сложных слов типа времяпрепровождение, камнеобработка,
времяисчисление, кровоизлияние и др. Анализ этих примеров также обогащает представление учащихся о структурных особенностях слов в русском языке, помогает предупредить формальное выделение морфем в словах с необычным строением, предупреждает орфографические ошибки в написании указанных приставок.
Итак, даже легко усваиваемый элемент знания о морфемах (их местоположение в слове по отношению друг к другу) углубляется и уточняется в процессе изучения родного языка. С одной стороны, учащиеся постепенно осознают общую языковую закономерность (суффикс стоит после корня и обычно перед окончанием; окончание — это конечная значимая часть слова). С другой стороны, в ходе практической деятельности школьники знакомятся с такими распространенными языковыми фактами, которые противоречат этой закономерности (суффикс -ся (-сь) в глаголах и глагольных формах стоит после окончания; приставка может находиться в середине сложного слова, т. е. после корня или соединительной гласной). Проследить
Это интересно
Организация работы в группах для детей с ФФН
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни. Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соот ...
Преимущества и недостатки обучающих программ
В основе учебных пособий часто лежит методика программированного обучения, что налагает определённые требования на структуру и методику обучения с использованием этих средств. С технической точки зрения, такие учебные средства часто имеют характер презентаций и строятся как наборы слайдов. Такой по ...
Основные понятия и виды педагогической деятельности
Обратимся к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность». Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. И.П. П ...