В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один или два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Некоторые формы работы, например: анализ на слух - вообще не могут быть проведены без педагога. Да и пение, в записи диктанта, в чтении с листа основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть на уроке. Поэтому умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок – одна из важных задач педагога.
Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности и т.д.
Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый материал. Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о четырех этапах в усвоении каждого нового раздела: объяснение нового, проработка и закрепление этого материала, усвоение, то есть самостоятельное выполнение заданий, контроль уровня усвоения.
Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым – или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все новые формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.
Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.
Примерный план урока в детской музыкальной школе:
3-4 минуты – проверка присутствующих, мобилизация внимания;
10 минут – распевание, проверка домашнего задания, пение повторение примеров;
8-10 минут – слушание, объяснение нового;
8-10 минут – диктант;
10 минут – чтение с листа, пение песен хором, группами;
5 минут – домашнее задание, заключение.
Домашние задания по сольфеджио просто необходимы. Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха. Однако домашние задания лишь тогда эффективны, когда они правильно составлены.
При проверке домашних заданий педагог должен требовать высокого качества их выполнения, то есть чистой интонации, правильного темпа и ритма, выразительности. То же можно сказать и в отношении выучивания наизусть: лучше дать задание меньше, но требовать более высокого качества исполнения.
Формы домашних заданий могут быть следующие:
1.Интонационные упражнения и распевы, пройденные на уроке в классе. Хорошие результаты дает повторение их на каждый день перед началом занятий на инструменте.
2.Сольфеджирование примеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных в классе; самостоятельное разучивание новых примеров.
Формы домашние работы могут быть так же следующие: пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков. При выучивании наизусть можно петь с текстом, сольфеджировать, петь без названий нот на слог или на гласную.
Самодиктант, то есть запись знакомых мелодий по памяти, - очень полезная форма работы, но она возможна только тогда, когда учащиеся уже умеют писать диктанты, знают приемы. Поэтому прежде чем давать такое задание, надо несколько раз провести подобные диктанты в классе.
Письменные задания в детской музыкальной школе – списывание, транспонирование, построение, сочинение. Во всех звеньях полезно нахождение примеров на данную тему, анализ своего репертуара по специальности.
Для оценки успеваемости учащихся применяются разные виды опросов:
1.Беглый, без оценки по баллам, но с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производится на каждом уроке, - он служит укреплению пройденного материала.
2.Проверочный опрос по темам. Его задача – выяснить усвоение материала каждым учащимся. Можно выставлять оценки, но главное характеристика учащегося.
3.Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. Можно проверить задание выборочно.
4.Контрольный опрос. Должен производится по четвертям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрав материал так, чтобы трудность для всех была одинакова.
Не следует слишком часто делать контрольные опросы: в сольфеджио самое важное – процесс работы, с применением беглого и проверочного опроса.
При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащегося, и его работу.
Итак, основные требования к занятиям сольфеджио: методичность и последовательность в построении урока;
Это интересно
Оптимизация метода дидактики
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способнос ...
Методика формирования познавательного интереса младших школьников через
наглядность
Что же привлекает младших школьников в содержании учения, до какого уровня развития могут подняться их интересы? Н. Г. Морозова[9] так характеризует возможности младшего школьника: "В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом - познавательный. В с ...
Техническая
оснащенность ДОУ
В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать ...