Контроль может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальный опрос может быть устным и письменным. Устный — для проверки усвоения формулировок понятий, законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения привести факты, подтверждающие то или иное положение. Например:
Расскажи, что ты знаешь о склонении сущесвительных?
Как отличить существительные от других частей речи?
Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и т. д.
Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяется при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу; различных упражнений с последующей самопроверкой, в том числе с использованием карточек-информаторов (карточек справочного характера), технических средств обучения, в частности графопроектора.
Например, индивидуальный опрос по карточке: задания: допиши: имена сущесвительные во…числе обозначают несколько предметов.
Имена существительные изменяются по….
Организация на уроке систематического индивидуального опроса учащихся дает возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность школьников за результаты своего труда.
Из форм коллективного контроля чаще других практикуются всевозможные виды письменных проверочных работ (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды диктантов, грамматические контрольные работы и т. д.), работы с использованием элементов безмашинного программирования (перфокарты, перфоконверты, карточки контроля знаний и т. д.), проверка с помощью заданий типа «Проверь себя» и т. д.
Это могут быть задания такого типа, как, например, составить устное монологическое высказывание о роли причастия в словосочетании; о правиле написания -к-, -нн в суффиксах прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях и пр. Это может быть задание на воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных примеров или примеров из домашнего упражнения и т. д.
На уроке вызванный к доске ученик по данному плану, заранее записанному на доске или спроецированному с помощью графопроектора (кодоскопа), излагает материал, приводя самостоятельные примеры, доказывающие положения ответа. Остальные учащиеся, используя тексты домашних упражнений
Навыки восприятия речи, устной и письменной, особенно научного и публицистического стиля, крайне важны, так как они готовят школьников к активной речевой деятельности. От их усвоения в значительной степени зависит овладение содержанием школьных дисциплин, активность жизненной позиции. Воспитание культуры восприятия ответа товарища на уроке, умения его анализировать и оценивать — один из этапов работы над формированием умения воспринимать речь.
На первых этапах обучения умению давать развернутую оценку ответа товарища учащиеся могут пользоваться памятками, указывающими, на что надо обратить внимание. Например:
Памятка для анализа ответа товарища
1. Соответствует ли ответ заданному вопросу?
Это интересно
Интерактивный урок литературы – особый тип урока
В национальной доктрине развития образования ставится задание постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. В частности, определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте школьников и цель литературного образования, которая заключается во введении учеников в ...
Логика работы программы мастер- теста и представление статистики
результатов
Компьютерные мастер- тесты являются одни из средств обучения в рамках виртуально-тренинговой системы образования. Основные требования к программе заключается в ее соответствии индивидуально-вариативной форме обучения студентов. Этому требованию отвечает макроструктура компьютерной тестирующей прогр ...
Принципы и методы выявления одаренности у младших школьников
Успешность работы с талантливыми детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой- ...