pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 10

Задания на полный разбор языкового явле­ния. Примеры таких заданий: разобрать по составу слова .; вы­писать имена существительные и разобрать их; сделать синтакси­ческий разбор словосочетаний и т.п.

Следует также иметь в виду, что на этапе текущего контроля в данном случае используются те же виды заданий, что и при обу­чении на этапе формирования учебно-познавательных умений и навыков. На этапе итогового контроля, как правило, применяют­ся задания на полный разбор языковых фактов. Это фонетиче­ский, лексический, морфемный, словообразовательный, морфоло­гический, синтаксический, стилистический, орфографический и пунктуационный разбор.

Контроль за сформированностью умения об­наружить орфограмму осуществляется, как правило, в процессе изучения всех тем школьного курса русского языка (в условиях текущего контроля). Для этого могут быть использова­ны те же виды заданий, которые применяются в процессе обуче­ния школьников на этапе формирования правописных умений. Проводим примеры заданий, которые могут быть предъявлены учащимся как контрольные.

1. Нахождение орфограмм, выделение их опознавательных признаков и обозначение условий выбора правильных написаний:

обозначить изученную орфограмму в данных словах; обозначить условие выбора букв ы и и после ц в следующих словах

2. Орфографический и пунктуационный разбор: объяснить на­писание гласных в корнях следующих слов .; объяснить поста­новку знаков препинания в данном предложении (тексте).

3. Группировка слов с определенными орфограммами и пунк­туационными знаками: записать в две колонки слова с орфограммами «Гласная и согласная в приставках, кроме приставок на з(с)» и «Буквы з и с на конце приставок»; выписать в левый столбик слова, в которых после ц пишется буква е, проверяемая ударени­ем, а в правый - слова, в которых пишутся буквы ы, и, обозначить эти орфограммы; выписать (указать) сначала сложные предложе­ния, где союз а (и) соединяет простое предложение в составе сложного, а затем - простые предложения, где союз а (и) соединя­ет однородные члены.

Задания подобного характера предъявляются в качестве до­полнительных к текстам диктантов, к заданиям на списывание и т.п. Они носят диагностирующий характер, позволяют вести по­стоянное наблюдение за состоянием орфографической и пунктуа­ционной зоркости учащихся, прогнозировать возможные орфо­графические и пунктуационные ошибки учащихся, вести целена­правленную работу по их предупреждению и устранению. С по­мощью названных заданий учитель проверяет, как идет усвоение орфографического (или пунктуационного) материала в целом, в чем причина устойчивости ошибок учащихся и т.п.

Учащемуся предложено обнаружить орфограмму «Буквы з и с на конце приставок» в словах изготовить, бесшумный, выделить ее опознавательные признаки и обозначить условия выбора на­писания. Записывая данные слова, ученики для объяснения их написания пользуются соответствующими условными обозначе­ниями:

зв. гл.

изготовить бесшумный

или изготовить (перед зв. согл.) бесшумный (перед гл. согл.)

Запись сделана правильно, если: 1) ученик выделил пристав­ку, обозначив тем самым опознавательный признак данной ор­фограммы; 2) правильно подчеркнул орфограмму - одной чер­той снизу; 3) обозначил условия выбора: двумя чертами - букву, которая влияет на выбор написания; условными значками «гл.» и «зв.» - характер звука, представленного на письме соответствую­щей буквой.

В задании может быть дано специальное указание: письменно объяснить выбор написания, используя образец устного рассуж­дения, который дается в учебниках русского языка для каждого класса. Часто объяснения (рассуждения) учащихся, связанные с выбо­ром написания, небрежны по форме, а следовательно, и ущербны по существу. Объясняя (письменно) написание приставки в слове бесшумный, ученик пишет следующее: «В слове бесшумный пишу с, потому что ш - глухой». Кажется, верно. Но на самом деле ученик допустил серьезные неточности при объяснении:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Методические рекомендации по использованию дистанционных технологий на уроках информатики
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа. На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов: 1. информационные Интернет-ресурсы, среди которых: - интерактивные (1 уровень интер ...

Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного с ...

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru