55510= 5*102 + 5*101 + 5*100, то есть позиция цифры показывает, в какую степень надо возвести основание в развернутой форме. А теперь сформулируем правило позиционной системы счисления: Чтобы получить значение числа надо цифры умножить на основание в степени позиции и сложить.
Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания. Например, число 555, 25 в развернутой форме будет записываться следующим образом:
555,2510 = 5*102 + 5*101 + 5*100 + 2*10-1 + 5*10-2. Данные показывается в приложении 4.
В общем случае в десятичной системе счисления запись числа А10 , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных числа, производится следующим образом: A10 = an-1*10n-1 + an-2*10n-2 + …+ a0*100 + a-1*10-1 + a-2*10-2 +…+ a-m*10-m. Эту общую форму записи числа в десятичной системе счисления учащиеся должны записать в тетради.
Аналогично можно получить развёрнутую форму чисел в других системах счисления. Например, для двоичного числа. В двоичной системе счисления основание = 2, а ее алфавит состоит из двух цифр – 0 и 1. Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы разряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1. Рассмотрим пример двоичной системы счисления, в свернутой форме в двоичной системе выглядит таким образом:
A2 = 101,012.
В развернутой форме число в двоичной системе выглядит так: A2 = 1*22 + 0*21 + 1*20 + 0*2-1 + 1*2-2
В общем случае в двоичной системе счисления запись числа A10 , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных числа, производится следующим образом:
A2 = an-1 *2n-1 + an-2 *2n-2 +…+ a0 *20 + a-1 *2-1 + a-2 *2-2 +…+ a-m *2-m .
Так в восьмеричной системе основание равно 8, тогда записанное в свернутой форме восьмеричное число A8 = 673,28 в развёрнутой форме будет выглядеть так: A8 = 6*82 + 7*81 + 3*80 + 2*8-1.
Также в шестнадцатеричной системе счисления основание равно 16, тогда записанное в развернутой форме число A16 = 8A,F16 будет иметь вид:
A16 = 8*161 + A*160 + F*16-1. Итак, в общем случае в системе счисления с произвольным основанием q запись числа Aq , которое содержит n целых разрядов числа и m дробных разрядов числа, производится следующим образом: Aq = an-1 *qn-1 + an-2 *qn-2 +…+ a0 *q0 + a-1 *q-1 + a-2 *q-2 +…+ a-m *q-m .
Сказать, что произвольное основание это могут быть любое основание позиционной системы счисления - это могут быть и пятеричная, троичная система счисления и т.д. Можно задать учащихся привести свои примеры троичной, пятеричной и записать эти числа в развернутой форме.
Следующий вопрос, изучаемый в этом разделе – методы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Основная идея заключается в следующем: перевод чисел неизбежно связан с выполнением вычислений. Поскольку нам хорошо знакома десятичная арифметика, то любой перевод следует свести к выполнению вычислений над десятичными числами.
Объяснения методов перевода следует начать с перевода десятичных чисел в двоичные системы счисления. Для этого взять любое двоичное число, например 11102. Сначала записать его в развернутой форме и произвести вычисления: 11102 = 1*23 + 1*22 + 1*21 + 0*20 = 1410. Затем задать пример учащимся перевод десятичных дробей.
Перевод чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную систему счисления. Возьмем любое восьмеричное число, например 67,58. Запишем его развернутой форме и произведем вычисления: 6*81 + 7*80 + 5*8-1 = 6+7+5/8 = 55,62510 (Приложение 6)
То же самое и перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему. Например, число 19F16 запишем в развернутой форме и произведем вычисление: 19F16 = 1*162 +9*161 +F*160 = 1*256 + 9*16 + 15*1= 41510.
Теперь перевод чисел из десятичной системы счисления. Сначала рассмотрим перевод целого числа из десятичной системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления происходит также через развернутую форму записи числа. Только эта задача более сложная, поскольку теперь необходим алгоритм перевода. Чтобы перевести число из десятичной системы счисления в новую систему, необходимо выполнять последовательное деление нацело десятичного числа на основание новой системы счисления, а затем выписать остатки от деления . Следует знать алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления:
Это интересно
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской
области
Дополнительное вознаграждение за классное руководство Более 14 тысяч педагогов, осуществляющих функции классного руководителя, получают ежемесячное дополнительное вознаграждение Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется более 24 млн. р.; Сегодня учителя области, имея полный комплект (14 ...
Методические рекомендации по анализу и самоанализу педагогической
деятельности
Эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ у ...
Внедрение современных образовательных технологий в школах области
По состоянию на 01.09.2008 г. в области завершено подключение школ к сети Интернет. План подключений выполнен на 100%. До начала реализации проекта 38% школ имели доступ к сети Интернет; Обеспеченность школ компьютерной техникой в среднем достигла соотношения 20 учащихся на 1 компьютер (на начало п ...