Следующее, это перевод чисел между системами счисления с основанием 2, 8, 16.
Следует напомнить, что в компьютере используется двоичная система счисления. Рассказать что двоичные числа для восприятия человеком не очень удобны, так как их запись довольно длинная. Поэтому нужны системы счисления, которые позволили бы существенно сократить запись числа, и в них легко было бы перевести двоичные числа. С этой целью используются 8-ричная и 16-ричная система счисления, то есть системы с основанием 23 и 24 соответственно. Основание этих систем счисления позволяют каждую 8-ричную или 16-ричную цифру заменить тремя или четырьмя двоичными цифрами, и наоборот, три или четыре двоичные цифры можно осуществить различными способами: воспользоваться таблицей соответствия натуральных чисел, перевести цифру из одной системы счисления в другую через десятичную систему.
Алгоритм перевода целых чисел из двоичной системы счисления в систему счисления с основанием 2n .
Перевод чисел между системами счисления, основания которых являются степенями числа 2 (q = 2n) может производиться по более простым алгоритмам. Такие алгоритмы могут применяться для перевода чисел между двоичной (2 = 21), восьмеричной (8 = 23) и шестнадцатеричной (16 = 24) системами счисления. Сказать ученикам алгоритм:
Целую часть данного двоичного числа разбить справа налево, а дробную часть – слева направо на группы по n цифр в каждой.
Если в последней левой или правой группе окажется меньше n разрядов, то эту группу необходимо дополнить до нужного числа разрядов нулями.
Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать его соответствующей цифрой в системе счисления с основанием 2n.
Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную систему счисления.
Необходимо сказать, что основание восьмеричной системы счисления можно представить в виде 23 , n = 3. Таким образом, для перевода двоичного числа в восьмеричную систему счисления его нужно разбить на группы по три цифры в каждой, а затем преобразовать каждую группу двоичных триад в восьмеричную цифру. Триад это если n=3, а если n=4, то тетрадом называются.
С помощью таблиц соответствия двоичных триад и цифр восьмеричной системы счисления можно решить примеры.
Двоичные триады |
000 |
001 |
010 |
011 |
100 |
101 |
110 |
111 |
8-ричные цифры |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Переведем 1101011102 двоичной системы счисления в число восьмеричной системы счисления. Для перевода разделим число на группы по три разряда в число справа налево – получим двоичные триады, затем по таблице соответствия найдем для каждой двоичной триады число 8-ричной системы счисления.
Получим: 110 101 1102 = 6568.
Перевод целых чисел двоичной системы счисления в шестнадцатеричную систему счисления.
Теперь рассмотрим перевод шестнадцатеричной системы счисления. Итак, основание шестнадцатеричной системы счисления можно представить в виде 24, n = 4. Таким образом, для перевода двоичного числа в шестнадцатеричную систему счисления его нужно разбить на группы по четыре цифры в каждой, а затем преобразовать каждую группу в шестнадцатеричную цифру.
С помощью таблиц соответствия двоичных тетрад и цифр шестнадцатеричной системы счисления можно решить примеры:
Двоичные тетрады |
0000 |
0001 |
0010 |
0011 |
0100 |
0101 |
0110 |
0111 |
16-ричные цифры |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Двоичные тетрады |
1000 |
1001 |
1010 |
1011 |
1100 |
1101 |
1110 |
1111 |
16-ричные цифры |
8 |
9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
Это интересно
Экспериментальная проверка эффективности использования игровых моментов на
уроках и проведения творческих занятий по английскому языку
Тема нашей работы: «Формирование творческих навыков будущего учителя английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении». Данная тема очень актуальна в современном обществе, так как оно нуждается в творческих, грамотных, высоко квалифицированных специалистах в своей област ...
Внутрисемейные отношения
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной вы ...
Сравнение и анализ – необходимые условия обобщения
Обязательным условием всякого обобщения является сравнение. Как уже было отмечено, сравнение является основой эмпирических обобщений. П.М. Эрдниев при обучении математике на основе теории укрупнения дидактических единиц придает большое значение основным формам сравнения: сопоставлению и противопост ...