Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в частности. В настоящее время наука и техника развиваются быстро, и компьютеры используются практически во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно владеть и управлять информацией, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность.
К сожалению, ряд в силу объективных причин воспринимают курс информатики с видимыми затруднениями. Нередко затруднения и непонимание, с которыми школьники сталкиваются на одном из этапов изучения курса информатики вызывает неприятие этого предмета и как следствие пассивность на уроках. Важной задачей учителя является развитие активности учащихся на уроках информатики, их побуждению знаний, пробуждения интереса к изучаемому предмету.
Школьники с нарушенным слухом, в силу отсутствия слуха, ограничены в получении информации. В связи с этим, развитие мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания информатики. Наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками. Весьма важной формой активизации деятельности учащихся, использование некоторых методов обучения в учебный процесс, которые являются весьма действенным средством для достижения вышеперечисленных целей. Методы обучений по теме «Система счисления» обладают способностью пробуждения интереса не только к приобретению знаний, но и к их самостоятельному получению, таким образом, порождая у учащихся потребность в самообразования и самосовершенствовании.
Успехи внедрения тем «Система счисления» в процесс обучения будут способствовать улучшению усвоения материала школьного курса информатики, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе.
Важно понять, как учить учащихся с нарушенным слухом темы «Система счисления». Нужно не просто дать материал, а преподнести его «на блюдечке», провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, то есть необходимо разработать рекомендации по теме «Система счисления» в рамках методики преподавания данного раздела. Именно этому и посвящена данная дипломная работа.
В настоящее время существует очень мало литературы по методике обучения неслышащих школьников. Поэтому данная работа поможет расширить представление об обучении неслышащих школьников и может быть использована педагогами школ для слабослышащих детей.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разработать методики преподавания тем «система счисления» учащихся с нарушениями слуха.
Необходимость устранения указанного противоречия посредством методически обоснованного внедрения средств информационных технологий в процесс обучения, обусловила актуальность темы, выбранной для настоящего исследования: «Разработка методики преподавания тем «Система счисления» учащихся с нарушениями слуха».
Место исследования - Центр образования №1406 для глухих и слабослышащих детей.
Цель исследования – разработка методики преподавания по теме «Система счисления».
Объект исследования - процесс обучения темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Предмет исследования – использовать некоторые методы обучения при организации учебной деятельности учащихся с нарушенным слухом.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: использование некоторых методов обучения учащихся с нарушениями слуха приводит к повышению эффективности обучения информатики, если методы обучения служат средством знаний, умений и навыков на уроках информатики.
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования решались следующие задачи:
Исследовать особенности обучения слабослышащих детей
Провести анализ учебников и учебных пособий
Определить перечень вопросов, которые необходимо рассматривать при обучении слабослышащих учащихся теме «Системы счисления»
Разработать методические рекомендации преподаванию темы «Системы счисления»
Разработать систему заданий по теме «Системы счисления»
Разработать тематический план по теме «Системы счисления»
Провести экспериментальную проверку разработанной методики преподавания темы «Системы счисления»
Методологическая и теоретическая основа исследования. Исследование опиралось на примерную программу профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).
Работа состоит из введения, двух глав, заключение, содержит 14 приложений, список литературы из 21 наименований. В главе 1 «Состояние вопроса с преподаванием темы «Системы счисления» слабослышащим учащимся 10 классов» проведен анализ нормативно-методических документов, учебников и учебных пособий и проанализированы психолого-педагогические особенности слабослышащих учащихся. Во второй главе представлена методика преподавания темы «Системы счисления» слабослышащим учащимся 10 классов», в том числе: перечень вопросов, рассматриваемых при преподавании темы, методические рекомендации по их преподаванию вопросов, система заданий по теме «Системы счисления» и тематические планирование по теме. В заключении приведены основные выводы по работе. В приложениях представлены презентации урока «Системы счисления», таблицы, самостоятельная работа в виде раздаточных материалов.
Экспериментальна проверка основных положений разработанной методики была проведена в Центре образования №1406 и показала положительный результат, что позволяет рекомендовать разработанную методику в практику обучения слабослышащих учащихся 10 классов.
Учебник предназначен для изучения базового курса информатики в 7-9 классах общеобразовательных школ. Содержание учебника соответствует рекомендованному Министерством образования обязательному минимуму содержания предмета. Учебник разделен на две части. Первая часть учебника обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики. Учебник входит в комплект учебно-методической литературы по базовому курсу наряду с задачником и методическим пособием для учителя. Теме «Система счисления» посвящены главы 1 и 10. Первая глава носит название «Человек и информация», в нее входит 6 параграфов. В первом параграфе рассматривается темы «информация и знания», во второй параграфе «восприятие информации и языки», в третьей «информационные процессы», в четвертой «количество информации», в пятой «предыстория информатики», а на шестой параграфе наша тема «история чисел и системы счисления»
Система счисления – это способ изображения чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Дается деление системы счисления на непозиционную и позиционную. Рассматривается различные примеры системы счисления. При обсуждении позиционных систем счисления рассматриваются понятия: основание систем счисления, алфавит, даются примеры алфавитов нескольких систем в виде таблиц:
Основание |
Система |
Алфавит |
N=2 |
Двоичная |
0 1 |
N=3 |
Троичная |
0 1 2 |
N=8 |
Восьмеричная |
0 1 2 3 4 5 6 7 |
N=16 |
Шестнадцатеричная |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F |
Были и таблицы, которая сопоставляется начало натурального ряда десятичных и двоичных чисел:
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
2 |
1 |
10 |
11 |
100 |
101 |
110 |
111 |
1000 |
1001 |
1010 |
1011 |
Более подробно о системах счислениях под 10 главе «Как работает процессор ЭВМ» в параграфе «Подробнее о системах счислениях». Здесь рассматривается представление развернутой формой записи числа и приведены примеры.
Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа.
Степень десятки равна номеру соответствующего разряда в числе. Были примеры перевода из троичной, двоичной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную; перевод из десятичной в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, но перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную не объяснялась.
Были рассмотрены правило перевод десятичной дроби в другую систем счисления.
Правило: перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых. Примеры перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
После этой темы в конце вопросы и задания.
В следующей параграфе «Двоичная система счисления и двоичная арифметика» обсуждается принципы архитектуры ЭВМ Немана, были примеры арифметические сложения, умножения двоичной систем счисления, но примеры деления и вычитания систем счисления не рассматривались.
Таблица десятичного числа от 1 до 16 и равные им двоичные числа:
«10» |
«2» |
«10» |
«2» |
«10» |
«2» |
«10» |
«2» |
1 |
1 |
5 |
101 |
9 |
1001 |
13 |
1101 |
2 |
10 |
6 |
110 |
10 |
1010 |
14 |
1110 |
3 |
11 |
7 |
111 |
11 |
1011 |
15 |
1111 |
4 |
100 |
8 |
1000 |
12 |
1100 |
16 |
10000 |
Рассмотрены применение шестнадцатеричной системы счисления и таблица соответствие между шестнадцатеричной и десятичной системы счисления:
«16» |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
«10» |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Затем рассмотрены примеры перевода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную, двоичную.
В этой учебнике не рассматривается арифметические операции в восьмеричной, шестнадцатеричной и десятичной системах счисления.
Материал по данной теме в учебнике представлен разрозненно, что не дает полное представление о нем.
Задачник-практикум включает в себя материалы по всем общепризнанным содержательным линиям предмета информатика. Он обеспечивает преподавание в полном объеме не только базового курса, но может использоваться и в системах дополнительного образования, на факультативах, при организации конкурсов и олимпиад.
Здесь в разделе включен подраздел «Представление числовой информации» и в этом подразделе включены: «Система счисления», «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления», «Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2n)», «Арифметика в позиционных системах счисления».
В пункте «Системы счисления» рассматриваются, и обсуждается примеры непозиционных систем счисления и позиционной систем счисления. Здесь встречается формула развернутой формой записи числа и ее примеры десятичной, троичной, двоичной, шестнадцатеричной, дробные системы счисления. Затем объясняется перевод в десятичную из предыдущих систем счисления. Во втором пункте «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления» , рассматривается правила перевода целых чисел, дробных и смешанных чисел и их примеры. В пункте «Системы счисления, используемые в ЭВМ (с основанием 2n)» рассматриваются запись целое двоичное число в системе счисления с основанием q=2n (4,8,16 и т.д.), запись дробное двоичное число в с.с. с основанием e=2n, запись произвольное двоичное число в с.с. с основанием k=2n и их примеры.
Данный задачник так же содержит хороший подбор задач.
В пункте «Арифметика в позиционных системах счисления» очень плохое объяснение примера сложение и умножение систем счисления, отсутствует пример объяснение вычитание, умножение и деление различных систем счисления.
Практикум входит в состав учебно-методического комплекта (учебник, практикум, методическое пособие) по информатике и информационным технологиям, содержит 450задач и заданий по всем разделам курса с решениями. Практикум может быть использован как при изучении базового курса в 8-9классах, так и при изучении профильных курсов в 10-11классах. Содержит большое количество разработанных задач по системам счисления.
«Системы счисления» изучается во 2главе после раздела «Количество информации». В пункте «Непозиционные системы счисления» рассказывается истории возникновение непозиционной систем счисления, здесь описывается пример ознакомление с различными системами счисления в программе, выделен определение непозиционной систем счисления «В непозиционных системах счисления количественный эквивалент каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа».
Обсуждается пример позиции числа.
В пункте «Позиционные системы счисления» рассматривается основные достоинства позиционной системы счисления, виды позиционной системы счисления и выделен определение позиционной систем счисления «В позиционных системах счисления количественный эквивалент (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа» для примера рассматривается десятичная система счисления. Потом рассказывается система счисления с основанием q .
Рассматривается запись позиционной системы счисления в развернутой форме и их значение, также рассматривается запись в свернутой форме. Были приведены примеры различной позиционной системы счисления в виде развернутой форме.
Также содержит задания для самостоятельного выполнения. В следующем параграфе уже перевод чисел из одной системы счисления в другую. Здесь сразу рассказывается алгоритм перевода целых чисел из системы счисления с основанием p в систему с основанием q. Потом объясняется примеры перевод десятичных чисел в 8-ричной, 16-ричной и двоичной.
Затем в следующем параграфе обсуждается перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. Параграф рассказывает алгоритм перевода правильной дроби с основанием p в дробь с основанием q. И также примеры перевода дробных чисел в 8-ричной, 16-ричной и двоичной системы счисления.
Также учебник дает объяснение перевода произвольных чисел и примеры в качестве объяснения. Хороший пример и в пункте «Перевод чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основание 2n и обратно». Обсуждается алгоритм перевода целых чисел из системы счисления с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n и примеры в качестве объяснения. И рассматривается перевод дробных чисел, его алгоритм и примеры, также перевод произвольных чисел, алгоритм и примеры.
И последний параграф «Арифметические операции в позиционных системах счисления» рассматривается более подробно арифметические операции в двоичной системе счисления. Здесь арифметика двоичной системы счисления основывается на использовании таблиц сложения, вычитания и умножения цифр.
Итак, о сложение говорится что таблица двоичного сложения предельно проста. Только в одном случае, когда производится сложение 1+1, происходит перенос в старший разряд. Далее обсуждается несколько примеры сложения двоичных чисел.
Затем рассматривается про вычитание: При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и становится соответствующий знак. Затем объясняется, что в таблице вычитания 1 с чертой означает заем в старшем разряде. Затем введены примеры вычитание числа в двоичной системе счисления. Также обсуждается о деление числа в двоичной системе счисление и их примеры, и последнее деление числа в двоичной системе счисления и объяснение примера. А потом сложение в других системах , но никаких объяснения, только рассматривается таблица сложения в восьмеричной системе счисления.
+ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
5 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
6 |
7 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
7 |
8 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Предусматривает задания для самостоятельного выполнения, хорошие примеры.
В последнем параграфе уже в качестве примера объясняется, как вычислять позиционные системы счисления с использованием калькулятора.
Очень хороший учебник-практикум, соответствует к практическим заданием, ясное объяснение примера и тема разложено как бы по полочкам, то есть, например, сначала непозиционные системы счисления, потом позиционные, затем перевод целых чисел из любой системе счисления в другую, а потом рассматривается дробные и так далее в таком принципе. Рекомендуем этот практикум слабослышащим учащимся, так как там много примеры объясняются наглядно-словесным. Очень хорошо применять на практике и для домашнего задания. Вполне можно изучить и решить самостоятельно с помощью практикума.
Предназначено для изучения курса информатики в общеобразовательных учреждениях. Пособие полностью соответствует рекомендованному Министром образования РФ минимуму содержания образования по информатике и обеспечивает возможность изучения базового и углубленного курса информатики в 10-11 классах.
Систему счисления рассматривает с параграфа «Представление числовой информации с помощью систем счисления». Здесь сразу рассказывается определение алфавит систем счисления, определения систем счисления и что все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а непозиционных – не зависит.
Затем рассматривается римская непозиционная система счисления. Сплошной текст объяснение примера римской системы счисления. Затем записано пример римской системы счисления. Далее рассматривается позиционную систему счисления. Здесь рассказывается появления различных систем счисления. Объясняется, что десятичная система счисления имеет алфавит цифр, которые состоит из десяти всем известных, так называемых арабских, цифр и имеет основание равное 10, двоичная – две цифры и основание 2 и т. д. Рассмотрены таблица позиционных систем счисления
Система счисления |
Основание |
Алфавит цифр |
Десятичная |
10 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
Двоичная |
2 |
0,1 |
Восьмеричная |
8 |
0,1,2,3,4,5,6,7 |
Шестнадцатеричная |
16 |
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, A(10), B(11),C(12), D(13), E(14), F(15) |
Более подробно рассказывается десятичной системы счисления, объясняется на примерах десятичной системы счисления, и что позиция в числе называется разрядом. Рассматривается объяснение свернутой и развернутой форме записи целых числа и десятичных дробей. Далее рассматривается двоичной системы счисления, приводится примеры двоичной системы счисления. Затем изучается позиционные системы с произвольным основанием. Также записано в развернутой форме число в системе с основанием q(q-ичная система счисления). Затем объяснение на примерах 8-ричной, 16-ричной системы счисления. В следующем пункте уже говорится перевода чисел в позиционных системах счисления. Здесь сначала рассматривается перевод чисел в десятичную систему счисления: Перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную, приведены примеры дробных чисел, далее перевод чисел из восьмеричной системы счисления в десятичную, также приведены их примеры дробных чисел, и последнее перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную, в качестве объяснение приведены примеры уже целых чисел.
Следующем пункте рассматривается перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Здесь говорится, что этот перевод выполнять сложнее, и предлагает рассмотреть алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, при этом необходимо учитывать, что алгоритмы перевода целых чисел и правильных дробей будут отличаться.
Итак, Алгоритм перевода целых чисел в двоичную систему счисления: Пусть А – целое число, разложим его в ряд по основанию 2.Тогда в его записи в развернутой форме отсутствуют отрицательные степени основания, т.е. числа 2.: А= an-1*2n-1 + an-2*2n-2 + …+ a1*21 + a0*20. Затем объясняется шаги разделение числа А на основание двоичной системы счисления. Затем рассматривается алгоритм перевода десятичных дробей в двоичную систему счисления. В качестве пример рассматриваемой перевод десятичной дроби 0,75в двоичную систему счисления, записывается в таблице:
Десятичная дробь/ дробная часть произведения |
Множитель (основание системы) |
Целая часть произведения |
Цифры двоичного числа |
0,75 |
2 |
1 |
a-1 |
0,50 |
2 |
1 |
a-2 |
0,00 |
2 |
И потом результат записывается: А2 = 0,а-1а-2 = 0,112. Также ранее таблица была перевода десятичного целого числа в двоичную систему.
Затем рассматривается перевод чисел из системы счисления с основанием p в систему с основанием q. Объясняется на примерах алгоритм перевода целых чисел десятичного в шестнадцатеричную систему. Также дано таблицы примера. 16-ричной системы счисления, затем рассматривается алгоритм перевода целых чисел в восьмеричную систему и дано таблицы примера.
В пункте «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно». Здесь говорится о перевода чисел между системами счисления, основания которых являются степенями числа 2(q=2n), может производиться по более простым алгоритмам и применяются такие алгоритмы для перевода чисел между двоичной (q=21), восьмеричной (q=23) и шестнадцатеричной (q=24) системами счисления.
Когда уже рассматривается подробнее перевода из двоичной системы счисления в восьмеричную, здесь говориться что для записи двоичных чисел используются две цифры, т.е. в каждом разряде числа возможны два варианта записи. Решение показательное уравнение: 2 = 2I,т.к. 2=21 = то I = 1бит. Каждый разряд двоичного числа содержит 1бит. Очень хорошо, что здесь напомнили, обит и что каждый разряд имеет 1бит в двоичном числе. Также запись восьмеричных чисел используется 8цифр,т.е. в каждом разряде числа возможны восемь вариантов записи. Также рассматривается показательное уравнение: 8 = 2I,т.к. 8=23 = то I = 3бит. Значит, каждый разряд восьмеричного числа имеет 3бита. Потом рассматривается пример перевода двоичного числа в восьмеричную систему счисления. Даны таблицы двоичных триад. Затем рассматривается пример перевода дробного двоичного числа в восьмеричную систему, для этого предлагается разбить на триады слева направо и если в последней правой группе окажется меньше разрядов, дополнить ее справа нулями. Затем рассматривается перевод чисел из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную и приведены примеры, таблицы соответствие двоичной системы счисления с тетрадой.Затем рассматривается перевод из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в двоичную.
В последнем пункте «Арифметические операции в позиционных системах счисления» рассматривается таблица сложения вычитания, умножения и деления двоичных чисел, объяснение в качестве примера. Что очень хорошо, когда пример сложения двоичных чисел и проверяется правильность ответа, то есть два числа, которую надо сложить и число полученных от сложения переводим в десятичную систему и смотрим результат.
В «арифметические операции в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления» рассматривается пример вычитание шестнадцатеричной и сложения восьмеричной систем счисления.
Учебник вполне хороший, подходит для общеобразовательных школ, много различных упражнений соответствующей теме, и предусматривается контрольные вопросы. Рекомендуем этот учебник использовать учащимся специальных школ.
Систему счисления рассматривается в главе 6 «Принцип работы вычислительной техники». В параграфе «Системы счисления» начинается с небольшой истории вопроса, после чего дается само понятие. Способ записи чисел называют нумерацией или, по-другому, системой счисления. Затем рассматривается классификации систем счисления на позиционной и непозиционной. Также рассматривается вопрос о существование не только десятичной, но и 12-ричной, 16-ричной и другие системы счисления. Даются таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления. И рассматривается сравнительная таблица записи десятичной и двоичной числа. Затем в параграфе «Двоичная и шестнадцатеричная системы счисления» рассматривается перевод числа из одной системы счисления в другую и дается формула перевода чисел в различные позиционные системы счисления. Объясняется, как перевести число в другую систему счисления по схеме Гонера. Затем рассматривается перевод десятичного числа в 16-ричную систему счисления. В этой учебнике материал представлен очень разрознено. Арифметические операции сложения и умножения не на своем месте.
Радченко Н.П. Школьная информатика. Впереди экзамены. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Темы Системы счисления рассматривается в параграфе «Компьютерные технологии представления информации» в пункте «Позиционные и непозиционные системы счисления». Сразу дается понятие систем счисления, рассматривается небольшую историю непозиционной системы счисления, дается пример римской системы счисления. Отмечаются недостатки непозиционной системы счисления. Говорится что к позиционной системам счисления относятся двоичная, десятичная, 8-ричная, 16-ричная. Дается понятие основание системы счисления, рассматривается таблицы алфавиты и основания некоторых позиционных систем счисления. Рассматривается объяснение пример десятичной системы счисления, причем целых чисел, затем дробных чисел. В пункте «Запись чисел в позиционных системах счисления» говорится с записью основанием q в q-ричной системе счисления. Затем сплошной текст объяснения равенство q=10q на примере десятичной и двоичной систем счисления. Рассматривается пример записи чисел развернутой и свернутой форме, формула развернутой форма записи и их значение. Дается задачи с объяснением решением. В пункте «Перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную» дается задачи с объяснением решением. Затем в пункте «Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную» рассматривается объяснение алгоритма перевода целых чисел и десятичных дробей. Сплошной текст объяснения. Затем рассматривается арифметические действия в двоичной системе счисления, здесь сначала рассказывается сложения в двоичной системе счисления и их примеры, затем вычитание. Дается таблицы сложения. Дается схемы сложения и вычитание двоичных чисел:
+ |
Слагаемое |
Слагаемое |
Слагаемое |
Сумма |
|
Слагаемое |
');
// -->
Это интересно Система самопроверки Упражнения, направленные на формирование
слухо-произносительных навыков Задачи, решаемые
при проведении подвижных игр Навигация по сайту
© 2024 Copyright www.butem.ru
|