Эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Для того, чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи, и свои промахи, найти истоки тех и других, выяснить, были ли они «запрограммированы» на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.
При анализе урока одинаково опасно и самобичевание и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.
Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знание по теории воспитания и обучения, психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков по теме: на какое ранее усвоенное содержание он опирается, как развивает его содержание, что нового добавляет, как тем самым готовит почву для сознательного усвоения содержания последующих уроков. Такое рассмотрение урока в целостной системе позволит оценить, правильно ли определена цель данного конкретного урока.
Правильная постановка общей цели урока и вытекающих из неё конкретных задач – одно из важнейших условий эффективности урока.
Анализируя урок, надо выявить, как понимает учитель цель урока. Сегодня она не должна только сообществом суммы знаний и привитием навыков. Урок призван решить такие важные задачи воспитания и развития личности. Вытекающие отсюда конкретные задачи урока должны быть хорошо осознаны учителем, направлять его действия.
Далее анализ должен установить, достигнуты ли намеченные цели и задачи урока: какие знания приобрели ученики, каково качество этих знаний, какими умениями и навыками ученики овладели или начали овладевать.
Трудно, пророй и вообще невозможно установить сдвиги в воспитании и развитии детей на отдельном уроке – обычно они сказываются в дальнейшем, в результате проведения целой системы уроков. Но, анализируя ход урока, его этапы, надо обратить внимания на те действия, которые предпринимал учитель для осуществления намеченных задач воспитания и всестороннего развития, какие учебно-воспитательные ситуации он создавал для этого на уроке, насколько удачно это делал.
Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
Это интересно
Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности в ходе, которого происходит достижения субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Роль деятельности в развитии личности. Важнейшую роль в развитии личности и ...
Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстро ...
Структура дидактической игры
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определённым ...