pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 12

Вот некоторые примеры подобных заданий:

1) составить словосочетания «глаг. во 2-м л. ед. ч. + сущ. в косв. пад.», используя глаголы мирить - мириться, рассердить -рассердиться, извинить - извиниться и т.п.;

2) составить предложения, включая в них словосочетания «глаг. + личн. мест. я в косв. пад.», используя глаголы грубить, тосковать, скучать'.

3) поставить слово в такой-то форме:

4) прочитать слово (для проверки правильности произношения и т.п.).

Подобные задания предлагаются учащимся после анализа материала, иллюстрирующего нормы произношения, изменения, употребления слов. построения словосочетаний. Их цель - про­контролировать (диагностировать), как учащиеся овладевают нормами русского литературного языка.

На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с про­должением. При проведении названных контрольных упраж­нений диагностирующего характера учитель получает сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно: соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста;

подбирать доказательства при рассуждении; связывать части вы­сказывания определенными языковыми средствами и т.п.

Контроль за формированием речевых умений учащихся в дан­ном случае осуществляется одновременно с проверкой сформиро­ванное других умений, прежде всего правописных, о чем свиде­тельствует общее название работы - диктант (3). В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и граммати­ческими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста.

Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельна анализируют задачу, поставленную учителем (что следует вклю­чить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно ре­шают ее.

Свободный диктант дает учителю возможность прове­рить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контроли­руется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, пра­вильно применять нормы русского литературного языка. Наряду С этим проверяются и правописные умения учащихся. Контроль­ный свободный диктант проводится без предварительного анали­за текста, без предварительной подготовки.

Диктант с п р о д о л ж е н и е м предполагает, что после за­писи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сю­жета и т.п. Для того чтобы учащиеся справились с заданием на продолжение текста, он должен быть несколько меньшим по объ­ему по сравнению с текстом обычного диктанта.

Диктант с продолжением дает возможность проверить, как формируются важнейшие речевые умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать (разворачивать) сюжет повествования, умение ввести в основной текст микротекст друго­го типа (в повествование - описание, например), строить рассуж­дение в правильной композиционной форме и т. п.

Таким образом, учитель может одновременно проверить, как формируются различные виды умений учащихся: правописные (первая часть работы - запись текста под диктовку) и речевые (вторая часть работы - продолжение текста). Причем проверка ор­фографических умений является основной целью задания, а про­верка речевых умений - сопутствующей. Очевидно, что при оценке названных видов диктанта - творческого, свободного, с продолже­нием - учитель выставляет ученику две отметки: за орфографиче­скую и пунктуационную грамотность и за речевое задание (о кри­териях оценки речи учащихся будет сказано ниже).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Методический паспорт проекта
Адресация: данный проект разработан в связи с осознанием необходимости включения в предмет «Композиция» темы «Декоративно-пространственное моделирование» как важного этапа формирования средового композиционного мышления учащихся. Представленный ниже проект разрабатывался в рамках темы «Декоративно- ...

Кейс-технологии на уроках информатики
Новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовывать возможности учащихся. Среди разнообразных педагогических технологий можно выделить кейсовую. Кейсовая технология выступает как один из вариантов информационных технологий. Представляет собой дистанционную образовательную тех ...

Методические рекомендации осуществления обобщений на уроках математики при обучении решению задач
Использование теоретических основ обобщений будет представлено в методических рекомендациях осуществления обобщений на уроках математики при обучении решению задач. При обучении школьников решению задач можно выделить следующие обобщения: 1. Обобщения при обучении методам решения математических зад ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru