pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 11

1) не названа часть слова, в которой находится орфограмма. Это серьезное упущение, так как для развития орфографической зоркости необходимым является соотнесение орфограммы с мор­фемой, точное знание места данной орфограммы в слове;

2) не сказано, что буква ш стоит после приставки (а вернее, что приставка стоит перед буквой ш) и именно поэтому влияет на на­писание приставки;

3) ничего не сказано о соотношении буквы и звука, поэтому не­ясно, что учитывается при выборе написания.

Сравним ответ ученика с образцом рассуждения, приведенного в одном из учебников русского языка: «В слове бес­шумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква с». Как видно из сравнения двух вариантов ответа на один и тот же во­прос, правильность оформления словесной формулировки нахо­дится в прямой зависимости от осознания и осмысления материала в целом, поэтому небрежность словесной формулировки при объяснении, ее свернутость следует считать ошибкой.

Приведем пример, связанный с проверкой уровня пунктуаци­онной зоркости учащихся.

Чтобы объяснить постановку (или отсутствие) знаков препи­нания, в ряде случаев необходимо выделить грамматическую ос­нову и составить схему предложения. Это и будет объяснением выбора знака препинания, например, в сложном предложении. Следовательно, выполняя письменное задание, связанное с обна­ружением «точки» применения правила и обозначением условия постановки необходимого знака препинания, ученик должен:

1) определить грамматическую основу предложения, выделить ее соответствующими графическими обозначениями;

2) сделать вывод о необходимости постановки соответствую­щего знака препинания;

3) составить схему предложения.

При объяснении примера также может быть использована сло­весная формулировка (образцы рассуждений приводятся в учебни­ках по русскому языку). Предположим, ученик должен обозначить условия выбора знака препинания. Ему дано предложение Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман. Ученик должен выполнить все указанные выше действия и дать (если учитель считает нужным) словесное объяснение при­мера. Запись, сделанная учеником, должна выглядеть следую­щим образом:

1 2

Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман.

В предложении две основы: 1) небо опускается; 2) туман пови­сает. Это сложное предложение, состоит из двух простых, между которыми ставится запятая.

Методы контроля за сформированностью умения правильно пи­сать слова и расставлять знаки препинания. Осуществить такой контроль можно с помощью следующих видов заданий: списыва­ния; диктанта; составления предложений; изложения; сочинений. Списывание как контрольное упражнение ис­пользуется в качестве задания диагностирующего характера, если дается к нему дополнительное задание (обозначить орфограммы, обозначить условия выбора написания и т.п.; дописать окончания в словах, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, изменить грамматическую форму слова, изменить структуру предло­жения и т.п.; выписать некоторые слова или предложения с указан­ными орфограммами и пунктуационно-смысловыми отрезками).

Основным методом проверки орфографической и пунктуаци­онной грамотности учащихся является контрольный дик­тант. Это констатирующий способ, который применяется на эта­пе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объ­ективную картину состояния орфографической грамотности уча­щихся, необходимо правильно, методически обоснованно подо­брать текст диктанта.и задания к нему:

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Система упражнений по расширению словарного запаса учащихся при обучении монологической речи в 8 классе
В обучении английскому языку важное место занимает комплекс упражнений на активное восприятие, на выполнение приказаний разработанных английским методистом Г.Пальмером. Сущность этих упражнений заключается в том, что ученик, воспринимая речь, определенным образом реагирует на ее смысловое содержани ...

Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...

Организация педагогической деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru