1) не названа часть слова, в которой находится орфограмма. Это серьезное упущение, так как для развития орфографической зоркости необходимым является соотнесение орфограммы с морфемой, точное знание места данной орфограммы в слове;
2) не сказано, что буква ш стоит после приставки (а вернее, что приставка стоит перед буквой ш) и именно поэтому влияет на написание приставки;
3) ничего не сказано о соотношении буквы и звука, поэтому неясно, что учитывается при выборе написания.
Сравним ответ ученика с образцом рассуждения, приведенного в одном из учебников русского языка: «В слове бесшумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква с». Как видно из сравнения двух вариантов ответа на один и тот же вопрос, правильность оформления словесной формулировки находится в прямой зависимости от осознания и осмысления материала в целом, поэтому небрежность словесной формулировки при объяснении, ее свернутость следует считать ошибкой.
Приведем пример, связанный с проверкой уровня пунктуационной зоркости учащихся.
Чтобы объяснить постановку (или отсутствие) знаков препинания, в ряде случаев необходимо выделить грамматическую основу и составить схему предложения. Это и будет объяснением выбора знака препинания, например, в сложном предложении. Следовательно, выполняя письменное задание, связанное с обнаружением «точки» применения правила и обозначением условия постановки необходимого знака препинания, ученик должен:
1) определить грамматическую основу предложения, выделить ее соответствующими графическими обозначениями;
2) сделать вывод о необходимости постановки соответствующего знака препинания;
3) составить схему предложения.
При объяснении примера также может быть использована словесная формулировка (образцы рассуждений приводятся в учебниках по русскому языку). Предположим, ученик должен обозначить условия выбора знака препинания. Ему дано предложение Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман. Ученик должен выполнить все указанные выше действия и дать (если учитель считает нужным) словесное объяснение примера. Запись, сделанная учеником, должна выглядеть следующим образом:
1 2
Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман.
В предложении две основы: 1) небо опускается; 2) туман повисает. Это сложное предложение, состоит из двух простых, между которыми ставится запятая.
Методы контроля за сформированностью умения правильно писать слова и расставлять знаки препинания. Осуществить такой контроль можно с помощью следующих видов заданий: списывания; диктанта; составления предложений; изложения; сочинений. Списывание как контрольное упражнение используется в качестве задания диагностирующего характера, если дается к нему дополнительное задание (обозначить орфограммы, обозначить условия выбора написания и т.п.; дописать окончания в словах, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, изменить грамматическую форму слова, изменить структуру предложения и т.п.; выписать некоторые слова или предложения с указанными орфограммами и пунктуационно-смысловыми отрезками).
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояния орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обоснованно подобрать текст диктанта.и задания к нему:
Это интересно
Система упражнений по расширению словарного запаса учащихся при обучении
монологической речи в 8 классе
В обучении английскому языку важное место занимает комплекс упражнений на активное восприятие, на выполнение приказаний разработанных английским методистом Г.Пальмером. Сущность этих упражнений заключается в том, что ученик, воспринимая речь, определенным образом реагирует на ее смысловое содержани ...
Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...
Организация педагогической деятельности по развитию
связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы ...