pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 11

1) не названа часть слова, в которой находится орфограмма. Это серьезное упущение, так как для развития орфографической зоркости необходимым является соотнесение орфограммы с мор­фемой, точное знание места данной орфограммы в слове;

2) не сказано, что буква ш стоит после приставки (а вернее, что приставка стоит перед буквой ш) и именно поэтому влияет на на­писание приставки;

3) ничего не сказано о соотношении буквы и звука, поэтому не­ясно, что учитывается при выборе написания.

Сравним ответ ученика с образцом рассуждения, приведенного в одном из учебников русского языка: «В слове бес­шумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква с». Как видно из сравнения двух вариантов ответа на один и тот же во­прос, правильность оформления словесной формулировки нахо­дится в прямой зависимости от осознания и осмысления материала в целом, поэтому небрежность словесной формулировки при объяснении, ее свернутость следует считать ошибкой.

Приведем пример, связанный с проверкой уровня пунктуаци­онной зоркости учащихся.

Чтобы объяснить постановку (или отсутствие) знаков препи­нания, в ряде случаев необходимо выделить грамматическую ос­нову и составить схему предложения. Это и будет объяснением выбора знака препинания, например, в сложном предложении. Следовательно, выполняя письменное задание, связанное с обна­ружением «точки» применения правила и обозначением условия постановки необходимого знака препинания, ученик должен:

1) определить грамматическую основу предложения, выделить ее соответствующими графическими обозначениями;

2) сделать вывод о необходимости постановки соответствую­щего знака препинания;

3) составить схему предложения.

При объяснении примера также может быть использована сло­весная формулировка (образцы рассуждений приводятся в учебни­ках по русскому языку). Предположим, ученик должен обозначить условия выбора знака препинания. Ему дано предложение Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман. Ученик должен выполнить все указанные выше действия и дать (если учитель считает нужным) словесное объяснение при­мера. Запись, сделанная учеником, должна выглядеть следую­щим образом:

1 2

Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман.

В предложении две основы: 1) небо опускается; 2) туман пови­сает. Это сложное предложение, состоит из двух простых, между которыми ставится запятая.

Методы контроля за сформированностью умения правильно пи­сать слова и расставлять знаки препинания. Осуществить такой контроль можно с помощью следующих видов заданий: списыва­ния; диктанта; составления предложений; изложения; сочинений. Списывание как контрольное упражнение ис­пользуется в качестве задания диагностирующего характера, если дается к нему дополнительное задание (обозначить орфограммы, обозначить условия выбора написания и т.п.; дописать окончания в словах, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, изменить грамматическую форму слова, изменить структуру предло­жения и т.п.; выписать некоторые слова или предложения с указан­ными орфограммами и пунктуационно-смысловыми отрезками).

Основным методом проверки орфографической и пунктуаци­онной грамотности учащихся является контрольный дик­тант. Это констатирующий способ, который применяется на эта­пе итогового контроля. Чтобы контрольный диктант показал объ­ективную картину состояния орфографической грамотности уча­щихся, необходимо правильно, методически обоснованно подо­брать текст диктанта.и задания к нему:

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Роль медиа в жизни современных школьников, сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...

Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая проблема
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский). «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский). В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема ...

Обучение по системе Л.В. Занкова
В 60-ых гг. ХХ века, с целью решить актуальные проблемы традиционного обучения, начинает свою экспериментальную работу Леонид Владимирович Занков. Он один из первых понял, что современная система обучения не соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть «заложником» стандарт ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru