Задание-игра: «Найди подходящее слово».
Предлагались карточки со словами, схемами, картинками.
Логопед: Рассмотрите три схемы и слова. Определите, какая схема и какое слово должно быть в «окошке». Выберите нужную из четырех предложенных.
4. Задание: «Решение примеров».
У каждого ученика карточка с примерами, в которых вместо цифр написаны слова (буквы). Например:
Логопед: «Как из одного слова получается другое? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, т.е. решить пример, нужно очень внимательно прочитать состав примера. Примерный материал:
Нос += носоктишина -= шина
Душ += душакубок -= бок
Вата += ватагакубок -= куб
III Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Дети должны ориентироваться в таких понятиях, как «после», «перед», «рядом», «за», «между», «сначала», «потом»; уметь выполнять инструкции с простыми и сложными предлогами. Например: «Положи ручку за карандаш, но перед пеналом», «Сначала назови слово, а потом запиши его», «Какой день недели следует за средой, после пятницы?», «Назови число, которое стоит слева от 4?», «Назови левого и правого соседа числа 6», «Напиши букву «а». Перед ней - «м», после неб - «к». Прочитай слово» и т.д.
Задания по развитию умения определять место звука, буквы по отношению к другим звукам, буквам в слове.
1. Анаграммы. Учащимся раздавали буквы разрезной азбуки. По инструкции ученики складывали слова. Например: «Первая буква в этом слове «н». Последняя буква - «с». Между ними находится «о». Какое это слово?» («нос»), «Буквы решили поменяться местами: перед «о» находится буква «с», а после «о» - буква «н». Какое это слово?» («сон»).
После выполнения учащиеся еще раз называли место каждой буквы в слове, используя предлоги «за», «перед», «между» и др. Затем буквы убирали, повторяли слово и определяли место каждого звука в слове.
Примерный материал. Слова: шина-наши, масло-смола, камыш-мышка и т.д.
2. Учащимся предлагалось собрать слово из букв. Карточки:
IV Задания - игры по развитию фонематического синтеза.
1. Составить схему - придумать слово.
Учащимся раздавали фишки для обозначения гласных, согласных звуков.
Логопед: «Составьте слово, чтобы:
а). Первый звук в слове был согласный (ученики выкладывали фишку: ).
б). Последний звук в слове - гласный (ученики добавляли фишку: о).
в). За согласным - гласный (ученики добавляли фишку: о о).
г). Между гласными - согласный (ученики добавляли фишку: о
о)».
Затем учащиеся подбирали слово по схеме и записывали в тетрадь.
Примерные задания: составить слово, в котором:
Первый звук согласный. Последний звук согласный. Между ними - гласный (о
).
Гласный звук в середине, а его соседи - согласные звуки (о
).
Первый звук согласный. Последний тоже согласный. После согласного находится согласный. Перед согласным – гласный (о
).
В середине - согласный, его соседи - гласные. Перед гласным находится согласный. После гласного – согласный (о
о
).
В словах, где больше одной гласной, использовали термины: «гласный ударный звук», «гласный безударный звук».
2. Составить слово. У учеников карточки:
Это интересно
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Значение самостоятельных работ в обучении младших
школьников
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, ...
Приобщение детей к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании вырази ...