Определение последовательности звуков в слове. Составление слов из заданной последовательности звуков.
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Развитие фонематического синтеза.
Учитывая поэтапность формирования умственного действия, предлагались задания, сначала с опорой на вспомогательный материал (фишки, схемы, цифровой ряд и т.д.), затем в речевом плане, и - по представлению, например: соотнесите ряд картинок и ряд схем; ряд слов и ряд схем и т.д.
I – Определение количества звуков в слове.
Задания по определению количества гласных звуков в слове.
1. Поднять схемы:, , в зависимости от количества гласных звуков в слове: нос, сани, бумага, машина, сын, кусты, знак.
Отобрать картинки, в названии которых есть два гласных звука: снежный ком, вагон, бумага, ведро, штык, нота.
Записать названия картинок под схемами. Примерные картинки: нос, нога, замок, дубок, ткань, судно, знак, ком, дом и т.д.
Записать только гласные звуки, которые встречаются в словах: сани, впадина, тишина, свобода, дубок, нота и т.д.
Подписать под картинкой количество безударных гласных в ее названии: машина, ваза, замок, впадина, судно, ком.
Задания по определению количества согласных звуков в слове.
Также как при определении количества гласных звуков, так и при определении количества согласных звуков использовались цифровые ряды, цифры, фишки, схемы, обозначающие количество согласных звуков: , , , .
Задания – игры по определению количества звуков в слове.
Соединить по точкам картинку с цифрой, обозначающей количество звуков в ее названии:
Какая фигура «спряталась» между картинками?
Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько услышите звуков в слове. Слова: да, дом, ваза, кот, душа, тишина, замок, носок и др.
Записать зашифрованные слова:
В…. С С…
Н В…. Н… В…
С . В….
Посели слова в домики.
II Определение последовательности звуков в слове.
Учащимся раздавали карточки со схемами и словами, например:
Логопед: «Подберите слово к этой схеме», затем добавляет еще одну фишку, «подберите слово к этой схеме». В итоге получается запись:
Задание имеет несколько вариантов:
а) В первых трех клетках даны графические схемы слов. В четвертой клетке ученик должен догадаться, какая будет схема; затем ко всем схемам он должен подобрать слова (или картинки).
б) В клетках нарисованы картинки. Ученик должен нарисовать схему слова – названия картинки. В четвертой клетке нарисовать только схему, подобрать к ней картинку. Например:
Задание-игра: «Восстанови ряд».
а) Перед учащимися карточки со схемами, например:
Логопед: Посмотрите на схемы, какая пропущена? Впишите и подберите к ней слова.
б) Перед учащимися карточки со словами, например:
Логопед: Посмотрите на слова, какое слово может быть в пустой клетке? Впишите, подберите еще такие же слова.
Это интересно
Особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта
Специфика речевого развития детей с нарушением интеллекта определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие реч ...
Методические рекомендации по проведению детского праздника
Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации: · Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельност ...
Сущность нравственного воспитания в дошкольном
возрасте
Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводят ...