Определение последовательности звуков в слове. Составление слов из заданной последовательности звуков.
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Развитие фонематического синтеза.
Учитывая поэтапность формирования умственного действия, предлагались задания, сначала с опорой на вспомогательный материал (фишки, схемы, цифровой ряд и т.д.), затем в речевом плане, и - по представлению, например: соотнесите ряд картинок и ряд схем; ряд слов и ряд схем и т.д.
I – Определение количества звуков в слове.
Задания по определению количества гласных звуков в слове.
1. Поднять схемы:,
,
в зависимости от количества гласных звуков в слове: нос, сани, бумага, машина, сын, кусты, знак.
Отобрать картинки, в названии которых есть два гласных звука: снежный ком, вагон, бумага, ведро, штык, нота.
Записать названия картинок под схемами. Примерные картинки: нос, нога, замок, дубок, ткань, судно, знак, ком, дом и т.д.
Записать только гласные звуки, которые встречаются в словах: сани, впадина, тишина, свобода, дубок, нота и т.д.
Подписать под картинкой количество безударных гласных в ее названии: машина, ваза, замок, впадина, судно, ком.
Задания по определению количества согласных звуков в слове.
Также как при определении количества гласных звуков, так и при определении количества согласных звуков использовались цифровые ряды, цифры, фишки, схемы, обозначающие количество согласных звуков: ,
,
,
.
Задания – игры по определению количества звуков в слове.
Соединить по точкам картинку с цифрой, обозначающей количество звуков в ее названии:
Какая фигура «спряталась» между картинками?
Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько услышите звуков в слове. Слова: да, дом, ваза, кот, душа, тишина, замок, носок и др.
Записать зашифрованные слова:
В…. С С…
Н В…. Н… В…
С . В….
Посели слова в домики.
II Определение последовательности звуков в слове.
Учащимся раздавали карточки со схемами и словами, например:
Логопед: «Подберите слово к этой схеме», затем добавляет еще одну фишку, «подберите слово к этой схеме». В итоге получается запись:
Задание имеет несколько вариантов:
а) В первых трех клетках даны графические схемы слов. В четвертой клетке ученик должен догадаться, какая будет схема; затем ко всем схемам он должен подобрать слова (или картинки).
б) В клетках нарисованы картинки. Ученик должен нарисовать схему слова – названия картинки. В четвертой клетке нарисовать только схему, подобрать к ней картинку. Например:
Задание-игра: «Восстанови ряд».
а) Перед учащимися карточки со схемами, например:
Логопед: Посмотрите на схемы, какая пропущена? Впишите и подберите к ней слова.
б) Перед учащимися карточки со словами, например:
Логопед: Посмотрите на слова, какое слово может быть в пустой клетке? Впишите, подберите еще такие же слова.
Это интересно
Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образование
школьников
В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все ...
Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...
Особенности проведения детских праздников в
крупных городах
Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и у ...