гласный звук в конце слова (зол, сок, уши, горох, чудо);
Аналогичные упражнения проводились на дифференциацию согласных.
Для развития речеслуховой памяти задания предлагались следующие:
Запомнить и повторить: вещь, щель, лещ, ель. Послушайте и повторите: вещь, щель, цель, лещ, ель. Какое новое слово появилось?
Запомнить последовательность предметов при помощи речевого материала. Определить количество цветов в радуге (по количеству слов).
II - Этап развития фонематического анализа и синтеза
Цель: формирование операций фонематического анализа и синтеза (элементарных и более сложных форм).
Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:
-развитие, совершенствование фонематического восприятия и фонематических представлений; формирование элементарных и сложных форм фонематического анализа;
-развитие фонематического синтеза: составление слов из заданной последовательности звуков; из-за данного количества звуков; составление слов с учетом места звука по отношению к другим звукам в слове.
Одновременно с развитием операций фонематического анализа и синтеза продолжалось работа по развитию фонематического восприятия и представлений, поскольку, чем более точно представляет ученик звуковую структуру слова, место каждого звука слове, тем более четко определяет он характер звука, правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звуко-произносительной дифференциации.
В процессе формирования фонематического анализа и синтеза учитывалась степень сложности лингвистического материала. Для этого нами апробирована последовательность предъявления языкового материала по схеме (см. Приложение 7), предложенной Н.И. Буковцовой .
В ходе логопедической работы по развитию элементарных форм фонематического анализа учитывалось, что умение выделять звук зависит от следующих факторов:
От характера звука (например: гласный ударный, гласный безударный, согласный щелевой или согласный взрывной и т.д.).
От положения звука в слове (например: в начале, в середине, в конце слова).
От степени сложности речевого материала и лингвистических факторов (частотность, ударность слога, слоговая структура слова, длина слова и т.д.).
Развитие элементарной формы фонематического анализа осуществлялось в следующей последовательности:
1. Выделение ударного гласного звука. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины.
Определение наличия согласного звука в слове. При этом учитывалось, что щелевые звуки легче выделяются из начала слова, а взрывные звуки - из конца слова, например: при определении наличия звука «с» в слове подбирался речевой материал типа «сани», «сын», «стон» и т.д.
Выделение безударного гласного звука.
Определение места звука в слове.
Вычленение первого ударного гласного из слова
Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: Малыш плачет (а-а-а). Волк воет (у-у-у). Болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука используется зрительное восприятие артикуляции, обращается внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:
1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.
Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
Подобрать слова, которые начинаются на гласные А, О, У.
Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные А, О, У. Предлагаются картинки: окна, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.
К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например: облако - о, уши - у.
Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками (см. Приложение 8). Логопед называет слово. Ученик должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании этого слова. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой О.
Это интересно
Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в
процессе театрализованной деятельности
Творчество детей проявляется и развивается в театрализованной деятельности, которая развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Сущест ...
Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...
Творчество как способ реализации личности
"Наиболее значимые для человека задачи - это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия), уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо ...