Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы.
Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на которые нацеливает программа.
Разнообразные слуховые упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и является средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Они дают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка, овладеть навыками их воспроизведения. В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа.
Для достижения прочности знаний и умений нужно помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Поэтому все интонационные упражнения надо сперва слушать, затем петь хором всем классом и лишь после этого проверять каждого учащегося отдельно, устраняя выявленные индивидуальные недостатки.
Формы исполнения интонационных упражнений могут быть самыми разными: это может быть пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д.
Ритм при пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный.
Возможны специальные ритмические упражнения:
1.На сольмизацию, то есть названия нот без пения в заданном ритме;
2.На воспроизведение ритма примера без пения, путем выстукивания или выполнения его на слоги;
3.На выстукивание ритмического сопровождения в мелодии.
При построении интонационных упражнений надо избегать штампов, заученных схем: менять ритм, расположение, направление движения. Так, интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.
Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся. Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание, своеобразную вокальную зарядку. В течение всего урока педагог должен неустанно следить за качеством пения, чтобы не пели учащиеся.
Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения на уроках сольфеджио: пение legato, распевно, а не «точечным» звуком; свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте указаниям; пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte; четкое, ясное произнесение названий нот или текста; осмысленность, выразительность исполнения.
Материалом для интонационных упражнений могут быть: тетрахорды, гаммы, ступени гамм, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.
Как правило, в начале пения каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность сперва услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше и далее вести работу параллельно.
Это интересно
Парадигмы образовательного процесса
Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец), 1) образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2) В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения. 3) В риторике ...
Тестирование ЭУК
На этапе тестирования проверяется правильность работы ЭУК и исправляются обнаруженные ошибки и неточности функционирования курса. Можно выделить два аспекта тестирования: педагогический и технический (Sukhorukov, 2007). Технический аспект связан с проверкой работы программных модулей, созданных при ...
Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста
с нарушением интеллекта
Выявление и изучение форм агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта проводилось нами в форме эксперимента. В эксперименте участвовали учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида «Петровск - Забайкальская школа-интернат для слепых и слабовидящ ...