Сознательному усвоению звука способствовало выделение его характерных признаков в звучании, артикулировании, в установлении связи между артикуляцией и звучанием. Введение в звуковую систему языка осуществлялось с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности слуховых и речедвигательных дифференцировок.
В процессе коррекционной работы возникла необходимость создания наиболее оптимальной схемы характеристики звука, позволяющей использовать все анализаторы. С этой целью были использованы ассоциативные связи и зрительные символы гласных и согласных звуков:
«согласный звонкий звук» - колокольчик;
«согласный глухой звук» - колокольчик перечеркнут;
«согласный твердый звук» - камень;
«согласный мягкий звук» - подушка.
Использование ассоциативного запоминания и максимальной опоры на сохранные анализаторы способствовало более сознательному и прочному усвоению характеристик фонем. Нам было легче объяснить учащимся понятия для обозначения характеристики звуков, опираясь на их сенсорный опыт. Например: при изучении твердых, мягких звуков учащиеся объясняли: «Камень - твердый. Звуки, которые мы произносим, тоже могут быть твердыми; подушка - мягкая. Есть и мягкие звуки. Твердые - это звуки, которые мы произносим твердо, например: [т], [д], [с], [з] и др. Мягкие - произносим мягко, например: [т’], [д’], [с'], [з']».
Работа по развитию фонематического восприятия (дифференциации фонем) включала: работу над каждым из смешиваемых звуков и работу над слуховой и произносительной дифференциацией.
Для выделения звука на фоне слога учили детей выделять звук из слога на слух, различать слоги с заданным звуком и без него.
Предлагались задания в следующей последовательности:
Записать и прочитать слоги с одинаковой гласной: ша-са, со - шо, шу - су, сы - ши, ас - аш и т.п.
Записать и прочитать слоги с разными гласными: са-ша, ши - сы, су - ше, шу - са.
Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками [с], [ш]: ос, ша, сы, шу, ши, ас, аш.
Поднять графическую схему звука после произнесения слогов со звуками [с], [ш]: ша, су, уш, ши, ши, сы, ас, ос.
Преобразовать слоги:
с опорой на зрительный контроль (логопед пишет слоги на доске);
с опорой на слуховой контроль (логопед произносит слоги);
Сложность процесса усвоения звукобуквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков. По мнению Р.И. Лалаевой [34], буква будет правильно понята и усвоена, когда у учащихся имеется четкий образ звука, не смешиваемый ни по слуху, ни артикуляционно; имеются обобщенные представления о фонеме.
При дифференциации фонем связывали их с соответствующими буквами, обращали внимание учащихся на разницу не только акустических и артикуляторных характеристик фонем, но и на разницу букв, их обозначающих.
Использовались различные приёмы:
Ученик вынимал букву (из «Чудесного мешочка»), и называл звук. Логопед называл звук, а ученик указывал на соответствующую букву.
По артикуляторным схемам ученик находил буквы, по буквам – схемы.
Логопед показывал букву, ученик называл звук.
Ученик обводил букву (из наждачной бумаги, по трафарету, по контуру) и называл звук.
Таким образом, систематическая работа по развитию фонематического слуха, по созданию представлений о фонематической системе языка, о буквенной системе письма, по развитию фонематического восприятия, представлений, по упрочению связи звук - буква создает необходимую базу для формирования операций фонематического анализа и синтеза.
Развитие речеслухового внимания осуществлялось следующим образом:
1 . Логопед называл слова и звукосочетания. Учащиеся хлопали в ладоши, когда слышали слова, например: суп, пос, лось, дочь, рип, лев и т.п.
Логопед поизносил слова. Учащиеся хлопали в ладоши только тогда, когда слышали названия животных, например: лев, шар, лиса, гусь, коса, коза, зола, мыши, роза и т.п.; или когда слышали определения, например: сочный, гласный, ударный, первый, глухой, согласный, резвый, безударный и т.п.
При выполнении упражнений на дифференциацию звуков:
Поднимите круг, если услышите:
гласный звук ([а], [п], [т], [у], [е], [р], [о] и т.п.);
гласный звук в начале слова (шаг, ось, ел, рос);
Это интересно
Правовые основы патриотического воспитания военнослужащих
Патриотическое воспитание военнослужащих должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области воспитательной деятельности. Поэтому одной из главных задач государственного и военного управления необходимо полагать создание законо ...
Методы и приемы формирования навыков кистевой
росписи обучающихся начальных классов
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятель ...
Стадии творческого процесса
Важным мне представляется положение многих авторов, занимавшихся проблемой творчества, о стадийности творческого процесса. Стадии творческого процесса: Интуитивная стадия обнаружения проблемы, необходимости решения задачи, возникновение замысла, гипотезы, идеи, появление чувства, вдохновения. Это н ...