pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста » Коррекционная работа по преодолению дислексии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся младших классов

Коррекционная работа по преодолению дислексии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза у учащихся младших классов

Страница 2

В связи с этим логопедическая работа по устранению нарушений чтения должна учитывать особенности симптоматики, степень выраженности нарушения и этап овладения чтением. Так, при грубых проявлениях фонематических дислексии, связанных с недоразвитием фонематического анализа, логопедическая работа начинается с формирования элементарных его форм (выделения звука на фоне слова, определения первого или последнего звука в слове). При менее выраженных фонематических дислексиях элементарные формы фонематического анализа оказываются у детей сформированными. В этих случаях логопедическая работа направлена на развитие более сложных его форм (определение последовательности, количества, места звука в слове).

Онтогенетический принцип

В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Так, при коррекции фонематической дислексии формирование фонематического анализа осуществляется с учетом последовательности формирования звукового анализа в онтогенезе. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, в дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков и слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

Учитывались и общепедагогические принципы: системности и последовательности обучения, доступности и наглядности предлагаемого материала, прочности усвоения приобретенных навыков и т.д.

Учет перечисленных выше принципов осуществлялся в рамках следующих методов:

I.Метод прямого воздействия предполагал воздействие на нарушенную функцию. При данной форме дислексии коррекцирнная работа предполагала формирование операций анализа, синтеза и их развитие.

II.Метод организации лингвистического материала для преодоления нарушений чтения. Мы подбирали и систематизировали языковой материал с учетом его возрастающей сложности, что обеспечивало наибольшую эффективность коррекционной работы.

В работе использовались традиционные методы: практические (тренировочные упражнения, игры, моделирование), наглядные (графические схемы, таблицы, картинки) и словесные (беседа, объяснение).

Обучающий эксперимент проводился нами в течение 2004/05 учебного года в общеобразовательной школе №1927 г. Москвы. Для экспериментального обучения было отобрано 10 учащихся вторых классов с ошибками чтения, обусловленными нарушением операций анализа и синтеза.

Коррекционная работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, которые включали, в основном, учебные задания, тренировочные упражнения, а также игровые приемы.

Логопедическая работа велась поэтапно. На каждом этапе обучения фиксировалась динамика развития операций фонематического анализа и синтеза.

В основу проведенной коррекционной работы была положена методика Р.И. Лалаевой по преодолению фонематической дислексии. Также нами использовались методы и приемы работы по развитию фонематического анализа и синтеза Н.И. Буковцовой. Мы предположили, что методы и приемы, предложенные Н.И. Буковцовой, будут удачно сочетаться с методикой коррекционной работы Р.И. Лалаевой и гармонично дополнят ее, также положительно повлияют на результаты логопедической работы по развитию фонематического анализа и синтеза.

По результатам констатирующего эксперимента в связи с выявленными особенностями формирования фонематического анализа и синтеза у учахщихся экспериментальной группы, а также исходя из методологии исследования, мы определили следующие направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

2. Развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа, синтеза.

3. Развитие речеслухового внимания и памяти.

В качестве обучающего материала нами использовались: предметные картинки; символические обозначения звуков и их характеристики (опорные схемы, символы); схемы для определения характеристики звуков; таблицы букв; слов (специально подобранный по степени сложности языковой материал); пособия для автоматизации с учетом требований каждого этапа логопедической работы и др.

Коррекционная работа по развитию операций фонематического анализа и синтеза состояла из двух этапов: подготовительного и этапа развития операций анализа и синтеза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Пути формирования у военнослужащих патриотизма, преданности Отечеству и верности воинскому долгу
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. В более широком понимании патриотизм представляет собой существенную часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных наст ...

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия
Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами. К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности ...

Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru