pedagogyreview
Разное по педагогике » Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников » Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика

Метод проектов как универсальное дидактическое средство. Теория и практика

Страница 1

Технологическое образование (трудовое обучение) учащихся до настоящего времени построено на принципах и нормах индустриального (экстенсивного) этапа развития общества. Проблема состоит в том, что его содержание и результаты перестали соответствовать характеру реальной преобразовательной деятельности, ее результатам, последствиям и тенденциям. Сложившаяся система образования вводит учащихся в ту же самую парадигму преобразовательной деятельности, которая привела к возникновению множества локальных и глобальных проблем, снижающих устойчивость жизни.

Основная задача трудового обучения заключается в приобретении учащимися знаний о предметах, средствах и приемах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда, и в овладении какой-либо из известных профессий.

Во второй половине ХХ века существенно изменилась структура общества и характер производства, и человеческий фактор (мастер-умелец) в производстве стал менее значимым по сравнению с новыми технологиями, приведшими к роботизации, компьютеризации, автоматизации. Общество перешло на новую стадию развития «постэкономическую», «информационную», «технотронную».

Новые условия порождают новые требования к образовательному процессу.

Принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов

обучения, которые обеспечивали бы:

активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

приоритетное нацеливание на развитие познавательно-творческого интереса учащихся;

реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Ведущее место в арсенале мировой и отечественной педагогической практики принадлежит сегодня методу проектов, зародившемуся во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Он основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952 гг.).

Традиционное обучение в школе зиждилось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.

Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...

Младший и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...

Особенности обучения младших школьников
Психологические особенности младшего школьного возраста. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru