1 – "предпочитаемые" - 3 чел. 22%
2 – "принятые" - 8 чел. 49%
3 – "не принятые" - 3 чел. 22%
4 – "изолированные" - 1 чел. 7%
УБВ 11 > 4
Индекс изолированности =7%
В данной группе преобладающее количество детей находится в категории "принятых" 49% (8 детей), одинаковое количество в категориях "предпочитаемых" и "не принятых" по 22% (по 3 человека) И всего 7% (1 ребенок) в категории "изолированных". Уровень благополучия взаимоотношений высокий. Индекс изолированности =7%, что является достаточно высоким показателем.
Используя результаты следующего этапа контрольного эксперимента мы получили данные, которые занесли в таблицы 8, 9. Таким образом, анализ данного материала показал следующие результаты.
Контрольная группа.
Нет разрыва между собственной оценкой и оценкой глазами сверстников - 5 человек 35%
Небольшой разрыв (1-3 ступени) - 7 человек 46,5%
Значительный разрыв (более 3 ступеней) - 3 человека 18,5%
Экспериментальная группа
Нет разрыва между собственной оценкой и оценкой глазами сверстников - 7 человек 46,5%
Небольшой разрыв (1-3 ступени) - 7 человек 46,5%
Значительный разрыв (более 3 ступеней) - 1 человек 7%
Используя результаты контрольного эксперимента видно, что дети контрольной группы существенных изменений не показали (рис. 1, 3). На наш взгляд, данное положение дел можно объяснить тем, что с детьми контрольной группы не проводились целенаправленно-организованные дидактические игры и поэтому межличностные отношения продолжали развиваться "стихийно".
В тоже время положение в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента заметно улучшилось ( рис. 2, 4 ).
Таким образом, полученные результаты после проведения формирующего и контрольного эксперимента позволяют нам подтвердить вывод, к которому мы пришли в ходе констатирующего и формирующего эксперимента, что межличностные отношения между детьми старшего дошкольного возраста будут формироваться более эффективно, если они будут развиваться в дидактической игре. Опираясь на выше сказанное, можно сделать вывод, что принятая в дипломной работе гипотеза достигла своего подтверждения.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что при наличии в дидактической игре четких правил у детей формируется способность управлять своим поведением в различных ситуациях и соотносить его с поведением сверстников.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста и показал, что данный уровень достаточно низок. Формирующий эксперимент опирался на психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений и на данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента. Этапы формирующего эксперимента были направлены на организацию дидактических игр, влияющих на формирование межличностных отношений старших дошкольников.
Таким образом, данное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.В дипломном исследовании была предпринята попытка создания программы с использованием дидактических игр, влияющих на формирование межличностных отношений.
2.Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал положительную динамику результатов, что подтверждает эффективность данной программы.
4. Используемые дидактические игры просты и доступны для детей старшего дошкольного возраста, легко применяются в воспитательно-образовательной работе. Вышеперечисленные факты позволяют рекомендовать данную программу по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры практикам дошкольных образовательных учреждений, для работы с детьми 5-6 летнего возраста.
Это интересно
Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и
фонематических представлений у младших школьников
Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время ...
Дискуссия о народной сказке
Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “ ...
Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение
подростков
Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В рез ...