Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению отношений детей друг с другом на ранних этапах онтогенеза, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Дошкольный возраст - ещё только начало отношений с людьми. Пока ещё можно открыть ребёнку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересную личность со своими радостями и трудностями. И сделать это можно с помощью игры. Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоём, втроём. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-либо не налаживаются, невозможна игра.
Самостоятельность детей в игре не отрицает педагогического руководства. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают навыкам счёта или письма, необходимо управлять формированием этих взаимоотношений, организуя жизнь детей с учётом их возможностей и интересов. Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры. Однако чтобы эти нормы выполнялись не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая почва создаётся путём организации практики взаимоотношений детей в процессе дидактической игры.
Сейчас эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослыми. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится всё более важным. К сожалению, многие дети в семье не приобретают этого важнейшего социального навыка, но именно в детском саду, посредством игры со сверстниками, можно научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь - следовать социальным нормам и правилам.
Сказанное свидетельствует об актуальности избранной темы исследования и ее практической значимости.
Цель исследования: изучение влияния дидактической игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством дидактической игры.
4. Определить эффективность формирующего эксперимента путём диагностических методик, используемых в констатирующем эксперименте.
Гипотеза: формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если для их развития будет использоваться адекватная возрасту дидактическая игра.
Новизна исследования: состоит в том, что установлено влияние дидактической игры, содержанием которой является развитие коммуникативных способностей, на формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ литературы по теме исследования)
2.Практические: эксперимент (констатирующий, формирующий)
Это интересно
Игра в системе современных инновационных средств
образования
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Мы наблюдаем их в общественной структуре, в отношениях между отдельными странами и народами, в отношениях «индивид-общество» и наоборот. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называются новшествами. Сегодня он ...
Дискуссия о народной сказке
Русская народная сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями, а заодно и с народными сказками. Так в XIII веке епископ Серапион Владимирский запрещал “басни баять", а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец “ ...
Технология подготовки, проведения и принятия решений
педсовета
С учетом всех выявленных проблем и недостатков я могу предложить технологию подготовки, проведения принятия и выполнения решений педсовета: При подготовке педсовета администрации д/сада необходимо правильно спланировать предварительную работу: продумать организационные вопросы (приглашение заинтере ...