pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении » Становление психологической службы на современном этапе

Становление психологической службы на современном этапе

Страница 5

При этом психологическому обеспечению профессиональной деятельности на производстве предписываются следующие функции: исследовательская - изучение различных психологических явлений в коллективах; организационно-административная - организация практических мероприятий с использованием результатов и рекомендаций психологических исследований; воспитательная - воспитание коллективизма, культуры общения, ответственного отношения к труду; информационная консультативная.

Кроме того, психологическая наука и практика располагают опытом организации психологических служб не только в отдельных объединениях, но и в масштабе целой отрасли. Такой опыт имеется в рыболовецкой, текстильной и нефтехимической промышленности . Так, в системе нефтяной промышленности РФ отраслевая психологическая служба осуществляет психологическое обеспечение мероприятий по научной организации труда и социальное управление производственными коллективами, которые охватывают формирование благоприятного социально-психологического климата, адаптацию молодых рабочих, стабилизацию кадров . При изложении опыта психологического обеспечения профессиональной деятельности в отрасли или на региональном уровне часто дело сводится только к задачам и функциям психологической службы на предприятии. При этом, психологическая служба функционирует как самостоятельное научно-исследовательское учреждение или сеть таких учреждений, которые специально создаются для психологического обслуживания предприятий или конкретной отрасли народного хозяйства. К сожалению, в этот период ученые не ставят проблему включения психологического обеспечения в деятельность различных должностных лиц, не выявляют психологические аспекты их деятельности. Решение всех существующих и внезапно возникающих задач психологического обеспечения деятельности на предприятии видят исключительно в непосредственном участии профессиональных психологов.

Позднее, обосновывая необходимость психологического обеспечения профессиональной деятельности, Бодалев А.А. отмечает, что первоначально психология как бы училась решать каждую из своих практических задач по отдельности, осмысливая теоретические подходы и фактический материал, создавая необходимую методическую базу. Затем в области практической психологии "все более ощущается необходимость в сопряжении этих знаний в рамках концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности". Рассматривая психологическое обеспечение применительно к профессиональной деятельности, автор считает, что оно должно осуществляться в рамках "взаимосвязанных, распределенных по времени и последовательно сменяющих друг друга крупных психологических и педагогических проблем, таких как профессиональное самоопределение ("вход" в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, повышение профессиональной квалификации, "выход" из профессии, адаптация к новым условиям жизнедеятельности". Здесь речь идет о психологическом обеспечении, пронизывающем всю профессиональную деятельность от "входа" до "выхода".

Другой автор, Куликова Е.Ф., раскрывая сущность психологического обеспечения трудовой деятельности, отмечает, что главное в нем это наиболее полный и комплексный учет человеческого фактора. Для этого необходимо соблюдение по крайней мере двух условий. Во-первых, проведение психологических исследований и использование их результатов применительно к подготовке, организации и исполнению деятельности. Во-вторых, практическое использование результатов этих исследований не только психологами, но и управленцами, педагогами, воспитателями и другими специалистами. При этом, основными слагаемыми психологического обеспечения трудовой деятельности выступают: изучение коллективной и индивидуальной деятельности и ее инженерно-психологическое проектирование с учетом социально-психологических рекомендаций; изучение человека как субъекта трудовой деятельности и формирование психологической системы для целей профориентации, профотбора, профадаптации, контроля успешности деятельности и психологических состояний; изучение субъекта познания и общения и разработка методов и принципов совершенствования профессиональной подготовки.

Работая над проблемой инженерно-психологического обеспечения социального развития человека в условиях производства Бочарова В.Г. акцентирует внимание на необходимости учета человеческой психики при разработке, создании, внедрении и эксплуатации новой техники и технологий. По его мнению, это означает активное приспособление свойств и параметров техники и технологий к биологическим, психологическим, социальным характеристикам людей, которые взаимодействуют или будут взаимодействовать с новой техникой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от дос ...

Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А
Эксперимент по внедрению механизма воспитания милосердия Зеньковой М.А. был проведён на базе 190с группы БГПК№1 в течение 4-х месяцев. В данной группе колледжные мероприятия проводятся систематически. Подготовкой занимается не только классный руководитель, но и ученики. Классные часы проводятся рег ...

Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru