pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация психолого-педагогической службы в медицинском учебном заведении » Становление психологической службы на современном этапе

Становление психологической службы на современном этапе

Страница 5

При этом психологическому обеспечению профессиональной деятельности на производстве предписываются следующие функции: исследовательская - изучение различных психологических явлений в коллективах; организационно-административная - организация практических мероприятий с использованием результатов и рекомендаций психологических исследований; воспитательная - воспитание коллективизма, культуры общения, ответственного отношения к труду; информационная консультативная.

Кроме того, психологическая наука и практика располагают опытом организации психологических служб не только в отдельных объединениях, но и в масштабе целой отрасли. Такой опыт имеется в рыболовецкой, текстильной и нефтехимической промышленности . Так, в системе нефтяной промышленности РФ отраслевая психологическая служба осуществляет психологическое обеспечение мероприятий по научной организации труда и социальное управление производственными коллективами, которые охватывают формирование благоприятного социально-психологического климата, адаптацию молодых рабочих, стабилизацию кадров . При изложении опыта психологического обеспечения профессиональной деятельности в отрасли или на региональном уровне часто дело сводится только к задачам и функциям психологической службы на предприятии. При этом, психологическая служба функционирует как самостоятельное научно-исследовательское учреждение или сеть таких учреждений, которые специально создаются для психологического обслуживания предприятий или конкретной отрасли народного хозяйства. К сожалению, в этот период ученые не ставят проблему включения психологического обеспечения в деятельность различных должностных лиц, не выявляют психологические аспекты их деятельности. Решение всех существующих и внезапно возникающих задач психологического обеспечения деятельности на предприятии видят исключительно в непосредственном участии профессиональных психологов.

Позднее, обосновывая необходимость психологического обеспечения профессиональной деятельности, Бодалев А.А. отмечает, что первоначально психология как бы училась решать каждую из своих практических задач по отдельности, осмысливая теоретические подходы и фактический материал, создавая необходимую методическую базу. Затем в области практической психологии "все более ощущается необходимость в сопряжении этих знаний в рамках концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности". Рассматривая психологическое обеспечение применительно к профессиональной деятельности, автор считает, что оно должно осуществляться в рамках "взаимосвязанных, распределенных по времени и последовательно сменяющих друг друга крупных психологических и педагогических проблем, таких как профессиональное самоопределение ("вход" в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, повышение профессиональной квалификации, "выход" из профессии, адаптация к новым условиям жизнедеятельности". Здесь речь идет о психологическом обеспечении, пронизывающем всю профессиональную деятельность от "входа" до "выхода".

Другой автор, Куликова Е.Ф., раскрывая сущность психологического обеспечения трудовой деятельности, отмечает, что главное в нем это наиболее полный и комплексный учет человеческого фактора. Для этого необходимо соблюдение по крайней мере двух условий. Во-первых, проведение психологических исследований и использование их результатов применительно к подготовке, организации и исполнению деятельности. Во-вторых, практическое использование результатов этих исследований не только психологами, но и управленцами, педагогами, воспитателями и другими специалистами. При этом, основными слагаемыми психологического обеспечения трудовой деятельности выступают: изучение коллективной и индивидуальной деятельности и ее инженерно-психологическое проектирование с учетом социально-психологических рекомендаций; изучение человека как субъекта трудовой деятельности и формирование психологической системы для целей профориентации, профотбора, профадаптации, контроля успешности деятельности и психологических состояний; изучение субъекта познания и общения и разработка методов и принципов совершенствования профессиональной подготовки.

Работая над проблемой инженерно-психологического обеспечения социального развития человека в условиях производства Бочарова В.Г. акцентирует внимание на необходимости учета человеческой психики при разработке, создании, внедрении и эксплуатации новой техники и технологий. По его мнению, это означает активное приспособление свойств и параметров техники и технологий к биологическим, психологическим, социальным характеристикам людей, которые взаимодействуют или будут взаимодействовать с новой техникой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Методические рекомендации осуществления обобщений на уроках математики при обучении решению задач
Использование теоретических основ обобщений будет представлено в методических рекомендациях осуществления обобщений на уроках математики при обучении решению задач. При обучении школьников решению задач можно выделить следующие обобщения: 1. Обобщения при обучении методам решения математических зад ...

Cистема Эльконина-Давыдова
Другой системой, ставшей популярной, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова наиболее адаптированная методика раннего развития для современных детских садов и школ. Она с успехом используется как самостоятельно, т ...

Эмоции и творчество
А.В. Запорожец отмечал, что эмоции не только выражают те или иные мотивации поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Отношение мотива и побуждаемой им деятельности осуществляется не непосредственно, а с помощью специального процесса регулирования, названного проце ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru