Новые воспитательные задачи, поставленные в последнее время перед системой образования многих стран, и в частности Кыргызстана, требуют изменения и улучшения условий развития молодого поколения.
За последние годы Кыргызстан прошел нелегкий путь переосмысления ценностей во многих областях государственного, общественного и экономического устройства.
В научном плане центральная задача вузов и всей системы образования означает, по сути, всесторонний критический анализ условий обучения в вузах и выполнения требования обновления всей учебной и воспитательной работы. Поэтому так важно выявить те реальные проблемы жизни вуза, которые требуют неотложного решения.
Большое значение имеет тот факт, возникающий при анализе публикаций о системе образования Кыргызстана, что возросла неудовлетворенность вузовской жизнью и преподавателей, и студентов; произошло ухудшение их взаимоотношений, ослабление трудовой мотивации обоих сторон. Все это привело к тому, что воспитательная эффективность работы вуза оставляет желать лучшего.
Усложнившиеся условия развития и воспитания молодого поколения ведут к поискам новых теоретических и практических решений, которые объективно отражали бы социальную ситуацию развития молодежи и предлагали более адекватные модели педагогической деятельности. Однако новые педагогические теории ставят каждого преподавателя и педагогические коллективы в более сложные условия.
Трактовка воспитания как процесса взаимодействия преподавателя и студента неизбежно ведет к выводу, что одна сторона может управлять деятельностью и развитием другой лишь в том случае, если хорошо знает своего партнера, предвидит его возможные поведение; если ее уровень рефлексии выше, чем у другой стороны (Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, Ю. А. Орн) (1). Следовательно, каждый преподаватель и педагогический коллектив в целом должны иметь разностороннюю информацию о каждом обучаемом и об отдельных первичных группах. Только тогда можно реализовать принцип единства педагогического управления и самоуправления в развитии личности и коллектива. Реализация этого принципа, как отмечают большинство психологов-исследователей – важнейшее веление времени.
Сложившаяся ситуация требует поисков новых решений. Они заключаются и в улучшении психологической подготовки будущих специалистов, и в переподготовке уже имеющихся кадров, а также и в некотором изменении ролевой структуры вуза.
На протяжении десятилетий в истории большинства развитых стран проблемы подготовки кадров считалась одним из ключевых факторов, обеспечивающих быстрое общественно-экономическое развитие государства. Нужно отметить, что решение проблемы подготовки кадров, имеет огромное значение для общественного развития государства. Не только материально-техническое достижения, высокое качество товаров и услуг определяют превосходства той или иной страны, но и обеспеченность всесторонне, гармонично, полноценно и интеллектуально развитым поколением.
Психолого-педагогическая служба вуза является тем необходимым компонентом системы народного образования, который дает возможность реализации принципа единства педагогического управления и самоуправления в развитии всесторонней, интеллектуальной личности нового поколения.
Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью вуза в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого обучаемого. Опираясь на свои профессиональные знания возрастных закономерностей психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений студентов со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает: возможности для индивидуального подхода к обучаемому; определяет его способности, причины возможных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психолого-педагогическая служба способствуют повышению эффективности учебно-воспитательной работы вуза, формированию социально активной личности.
Создание психолого-педагогической службы в вузах предполагает важность решения многих психологических проблем, связанных с вузом, и это будет относительно новое явление в системе народного образования Кыргызстана.
Актуальность этой темы заключается и в решении проблем повышения качества обучения учащихся по двум направлениям:
Первое – теоретическое. Психолого-педагогическая служба является достаточно новой проблемой исследования, которая развивается на основе возрастной, педагогической и профессиональной психологии. В бывшем Советском Союзе психологическая служба в образовании появилась примерно в 80-х годах ХХ века, хотя отдельные заслуживающие внимания идеи были высказаны и ранее. Она является прикладной областью психологии. В настоящее время у нее много нерешенных задач и проблем. Она еще не сложилась окончательно в теоретическом и практическом плане. В России в настоящее время присутствуют две основные концепции этой проблемы: 1) «модель врача», которая существует для предупреждения и корректирование развивающихся психологических отклонений учащихся. Этого направления придерживаются психологи некоторых европейских стран. Оно развивается на основе профессиональной психологии;
2) «нравственная модель», которая осуществляет свою работу непосредственно через коллектив вуза, через обслуживающий персонал и развивается, руководствуясь теорией психологии воспитания.
В некоторых странах, в частности в Китае, психологическая служба в системе образования рассматривается как модель воспитания здоровой психики учащихся через психологические консультации, воспитание психологических качеств учащихся. Данная модель также имеет две концепции. Первая концепция – использование психотерапии в качестве психологической помощи. Вторая концепция опирается на использование норм нравственного воспитания. Однако в обоих случаях не хватает теоретических исследований, прямо влияющих на эффективность практического применения этих концепций.
Второе направление – практическое. Это является реальной, прикладной проблемой, которую следует срочно решать. Сегодняшняя психологическая служба является уже не только способом воспитания и временной мерой решения психологических проблем учащихся, она фактически становиться важной составной частью современной системы образования, эффективно способствуя повышению его качества, а также играет активную, стимулирующую роль в нравственном, умственном, физическом и других видах вузовского обучения.
Исходя из анализа исследований психологической службы в системе образования и развития существующих направлений, результатов собственных эмпирических исследований, считаем психологическое здоровье основной центральной идеей создания единой концепции психолого-педагогической службы в системе образования и ее прикладных аспектах.
Цель исследования:
Показать значимость психолого-педагогической службы в адаптации студентов первокурсников к высшей медицинской школе.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по исследуемой проблеме;
2. Изучение опыта кафедр психиатрии и педагогики и психологии высшей школы по организации работы со студентами;
3. Проведение цикла занятий со студентами- первокурсника по адаптации их к высшей школе;
4. Проведение анкетирования студентов первого курса, с целью выявления эффективности проведенных занятий по адаптации их к вузу.
Это интересно
Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»
Особенностью элективных курсов по технологии является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, ...
Отечественный опыт педагогического творчества
В1999г была принята Федерально-региональная программа "Развитие системы образования на селе", а 17 декабря 2001г. появилось Постановление Правительства РФ № 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности". Речь в этих документах и ...
Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики
компьютерной зависимости у подростков
Педагог - организатор. Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также може ...