Для освещения данного вопроса нам необходимо дать анализ понятия "психологической службы".
Проанализируем несколько определений различных авторов, ученых занимающихся данной проблемой.
Психологическая служба - это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной деятельности.
В.В. Юрчук в своей работе отмечает, что "Психологическая служба это система праксиологического применения психологии для резолюции решений модельно-комплексных задач психодиагностики, психологической консультации в производственно-трудовой сфере, в здравоохранении, в спорте, в народном образовании, в системе охраны правопорядка и т.д., в тесной связи с научно-специфическими исследованиями - интерпретациями в области социальной психологии, в медицинской психологии, в психологии профилактической деятельности, психофизиологии, психотерапии и других науках".
Психологическое обеспечение человеческой деятельности нашего общества было подготовлено всем ходом развития отечественной психологии и педагогики. Роль и значение его определяются важнейшей функцией психологической науки - служить потребностям людей и общественной практике. Все это позволило считать, что психология "способна эффективно включиться в механизм общественного функционирования", что "необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые жизнь ставит перед нашим обществом».
На рубеже ХХ века особенно ярко проявилась тенденция к усилению практической направленности психологической науки. Чем большими знаниями о человеке и средствами их получения располагала психология, тем естественнее проявлялась потребность в соединении добытых знаний, их логической организации в соответствии со спецификой решаемых практических задач". В это время проявилась потребность в превращении психологии из теоретической в практическую науку, не только обслуживающую человеческую деятельность, но и обладающую средствами ее регуляции, в орудие преобразования этой деятельности. Вместе с тем, подчеркивалось возрастающая роль практики в развитии теории, наличие прямых и обратных связей прикладных проблем. Выделялась психология труда как часть психологической науки, системообразующим фактором которой является реальная сфера практических задач.
Идея психологического обеспечения, обслуживания различных видов деятельности восходит к работе "психотехников". В начале ХХ века для обозначения любой практики воздействия на человеческую психику и управление, ею был введен в научный оборот термин "психотехники" (У. Штерн, Г. Мюнстерберг). Впервые в это время в психологической науке ставится вопрос о характере использования знания как для решения психологических проблем собственно психологической науки, так и для решения иных, прикладных задач. Для этого разрабатываются способы психологического влияния на людей в целях повышения эффективности их функционирования, подчеркивается необходимость тщательного отбора контингента для участия в той или иной деятельности. Особенно важным является выделение форм воздействия на людей: прямого и опосредованного. Прямое воздействие нацелено на производство непосредственных изменений в объекте влияния, а опосредованное - на осуществление таких изменений социальной и природной среды, которые существенно изменяют параметры функционирования адептов индивидуальной и социальной психики. Доказывалось, что само присутствие других людей при осуществлении человеком деятельности в той или иной мере изменяет ее течение. Кроме того, на качество деятельности в еще большей степени влияет возникающее в процессе социального взаимодействия чувство общности. Отмечалось, что немаловажное значение при этом имеют питание, жилище, свет, воздух, т.е. гигиенические условия.
В 30-е годы, к сожалению, негативное отношение к психологической науке в нашей стране привело к тому, что научные исследования по использованию рекомендаций психологии при организации различных видов человеческой деятельности были практически свернуты. С новой остротой проблема применения психологической науки к решению конкретных задач деятельности возникла на рубеже 70-80 годов. Практически одновременно в различных областях психологии обострилось понимание необходимости всестороннего и комплексного применения ее выводов и рекомендаций в человеческой деятельности. И ученые и практики ощущали, что "необходим решительный поворот к реальным практическим задачам, которые жизнь ставит перед нашим обществом". Включение психологической науки непосредственно в решение практических задач, использование достижений психологии в общественной практике становилось важнейшим условием роста производительности и улучшения качества труда, повышения эффективности производства и управления, сохранения здоровья, развития техники и технологии, совершенствования общественных отношений. Отмечалось важное место психологического обеспечения в деятельности психологических учреждений и организаций, усилия которых в этой области объединяет Институт психологии РАН.
Это интересно
Организация учебной
деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...
Принципы воспитания детей японского общества
Не надо быть сверхнаблюдательным, чтобы заметить: Япония - страна детей. Точнее, страна, где царит культ детей. Ребятня здесь, без всяких оговорок, - самый привилегированный класс. Симпатичных, словно с картинки, нарядно одетых детишек можно встретить везде - родители берут их с собой в храмы, таск ...
Виды контроля
Виды контроля, рассматриваемые большинством авторов, – это предварительный, текущий, тематический, рубежный (поэтапный) и итоговый. Рассмотрим эти виды подробно. Предварительный контроль позволяет сделать обучение дифференцированным и дает возможность определиться с дальнейшими действиями по измене ...