Направления психологического обеспечения, службы такого обеспечения в масштабе всей страны были выдвинуты и активно поддержаны ведущими отечественными психологами. Создание в стране психологической службы для решения конкретных задач психологического обслуживания во всех сферах нашей жизни было выделено VI Всесоюзным съездом Общества психологов СССР как приоритетное направление психологической науки. При этом для каждой области психологической науки - общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии труда и инженерной психологии, медицинской психологии, психологии управления и др. - предлагалось определить и поставить те конкретные задачи, решение которых обеспечит возможность в самое ближайшее время внедрить результаты психологических исследований в практику.
Психологическая наука разрабатывает проблемы психологического обеспечения в таких областях общественной практики, как среднее и высшее образование, производство, медицина, сфера обслуживания, юридическая практика, спорт и др. Области применения практической психологии в этот период можно условно объединить в несколько групп: а) для оптимизации конкретного вида деятельности; б) в интересах осуществления длительных и существенных изменений в жизнедеятельности людей; в) с целью решения частных задач .
Забота о воспитании и подготовке молодых кадров обусловила активное обсуждение и обоснование психологами и педагогами сущности и содержания психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе и вузах. В СССР психологическое обеспечение педагогического процесса в школе впервые начало создаваться в Эстонии. В центре внимания было создание психологической службы в школе, обсуждались задачи и основные направления работы психолога в школе, его статус и подготовка, вопросы организации и обмена опытом. В 1982 году в Москве под руководством И. В. Дубровиной и Ю. К. Бабанского начался эксперимент по введению в состав педагогического коллектива педагога-психолога с целью определения его функций, выявления основных направлений и форм работы, установления границ компетенции, определения тех сторон педагогического процесса, где необходимо участие школьного психолога. Одной из самых активных форм сотрудничества психологов с учителями считалась работа психолого-педагогического консилиума.
Несколько позже (1994 г.) рассматривался вопрос о психологическом обеспечении педагогической деятельности, в качестве общей задачи школьного психолога выделили две стратегии такого обеспечения: психологическое консультирование и психологическое проектирование.
Психологическая служба образования нацелена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья, а также психического, физического и личностного развития детей дошкольного и школьного, студентов довузовского и вузовского возраста. Психологическую службу образования следует рассматривать в единстве трех аспектов – научного, прикладного, и практического. Научный аспект предполагает исследования проблем психологической службы образовании методологическое и теоретическое обоснования, разработку психодиагнотических, психокорекционных и развивающих программ, способов, средств и методов применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования; прикладной – психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая анализ и разработку психологических оснований учебных программ, учебников, дидактических и методических материалов; практический – непосредственную работу психологов в образовательных учреждениях (детских садах, школах, гимназиях, интернатах и др.) или центрах психологической службы образования.
Выделяется два направления деятельности психологической службы образования – актуальное и перспективное. Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с имеющимися трудностями в обучении и воспитаниями детей. Перспективное направление нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого учащегося, формирование его психологической готовности к самоопределению, созидательной жизни в обществе. Эти направления неразрывно связаны. Решая перспективные задачи, психолог повседневно оказывает помощь детям, родителям, воспитателям, учителям.
Это интересно
Психологические возможности изучения сказок
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм обществ ...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе
логопедической группы
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение ло ...
Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированность ...