В России психологическая служба образования проектируется как единая вертикальная структура в образовательном пространстве страны: психологическая служба отдельных образовательных учреждений - городской (областной) центр психологической службы образования; - региональный центр психологической службы образования; - отдел психологической службы Министерства образования России. Каждое звено должно иметь четко определенные границы, а их взаимодействие – гарантировать эффективность психологической службы образования (которая пока далеко от желаемой).
Психологическое консультирование рассматривается как решение коррекционных задач уже сложившейся ситуации. Под проектированием понимается сложное взаимодействие психолога с представителями других специальностей по прогнозированию будущей ситуации и закладыванию в нее таких психологических условий, которые обеспечили бы оптимальное протекание социальной деятельности. Другими словами, если при консультировании психолог помогает клиенту адаптироваться к уже существующим конкретным условиям осуществляемой им деятельности, то при проектировании речь идет о выявлении нового психологического содержания определенного вида ситуаций.
Особо важной задачей в рамках психологической службы в школе М.В. Гамезо считал разработку теории и практики научной организации умственного труда школьников, влияние и практическое использование возможностей психолого-педагогических факторов, обеспечивающих соответствие нравственных норм и реального поведения школьников.
В этот период отмечалось множественность подходов к определению задач школьной психологической службы. Так, Н. Ф. Талызина выделяла четыре класса задач, в решении которых должен участвовать школьный психолог. К первому классу задач она относила оценки состояния учебно-воспитательного процесса и уровня сформированности учебного коллектива. Ко второму классу были отнесены диалектико-коррекционные задачи. В третий класс оказались включены профориентация учащихся, работа по профпросвещению. Четвертый класс - консультативная работа В. В. Большакова следующим образом очертила круг задач школьного психолога. Во-первых, изучение индивидуально-психологических особенностей с учетом возрастных, половых и национальных различий; изучение межличностных отношений учеников. Во-вторых, психологическое консультирование родителей, психологический анализ школьных воспитательных мероприятий. В-третьих, изучение индивидуально-психологических особенностей членов педагогического коллектива и их межличностных отношений; выявление природы возникающих между учителями и учениками "психологических барьеров". В-четвертых, изучение тех или иных сторон познавательных процессов личности, оказание методической помощи учителям в проведении психолого-педагогических исследований.
И. В. Дубровина и А. М. Прихожан считали, что основной задачей школьной психологической службы должно быть обеспечение индивидуального подхода к учащимся. Позже И. В. Дубровина уточнила основную задачу школьной психологической службы и определила, что это должно быть внедрение новейших научных достижений в область возрастной, педагогической и социальной психологии в повседневную школьную практику. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся, по ее мнению, должно быть ведущим принципом в деятельности школьного психолога . Видимо, совершенно справедливо индивидуальный подход отмечен как принцип и способ деятельности психологической службы.
Таким образом, многообразие задач, решаемых школьным психологом, с одной стороны, свидетельствует о трудностях подготовки психолога для школы и психологической подготовки учителей, т.к. и психолог и учитель должны быть компетентны в различных областях психологического знания; с другой стороны, говорит о том, что в школе возникает масса вопросов, требующих разрешения на психологическом и педагогическом уровне.
В 1990 г. с выходом в свет "Положения о психологической службе в системе народного образования" был подведен итог длительной дискуссии по проблеме психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе, где определены структура, задачи и основные направления в работе школьного психолога, указаны права и обязанности работника психологической службы. Кроме того, в "Положении" раскрыты основные цели психологической службы - содействовать развитию способностей и склонностей детей, формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности, ее интеллекта, профилактики подобных нарушений.
Это интересно
Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...
Методика становления уровня экологической воспитанности у младших
школьников в процессе кружковой работы
Как же рассказать ребёнку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает идти и идти? Сделать это очень не просто, ведь ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказыва ...
Компьютерный контроль знаний в среде Academia XXI
Очевидно, что качество конкретной компьютерной контролирующей программы определяется тем, какие выбраны методические программные решения следующих вопросов: 1) как организованы компьютерный банк контрольных заданий, его пополнение и адаптация, а также комплектация самих контрольных вариантов 2) как ...