Обсуждение вопросов психологического обеспечения в сфере обучения и воспитания молодого поколения затрагивает не только общеобразовательную школу, но и высшие учебные заведения . Так, опыт психологического обеспечения, накопленный Казанским государственным университетом, позволил выделить уровни учебной деятельности в ВУЗе как объекты психологического воздействия и определить функции психологической службы: исследовательская; пропаганда психологических знаний; внедрение результатов исследований в практику Кабаченко Т.С. предпринимает попытку обосновать сущность и содержание психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Основу такого обеспечения, по их мнению, составляет профессиональная деятельность вузовского психолога.
Авторы выделяют три основные формы включения психолога в жизнь учебно-педагогического коллектива. Первая - пропаганда психологических знаний, психологическое просвещение, как преподавателей, так и студентов. Вторая - индивидуальное психо диагностическое обследование студентов с тем, чтобы показать обучаемому и обучающим, какие основные свойства, стороны личности могут выступать в качестве фундамента в учебной и будущей профессиональной деятельности, какие требуют развития, усовершенствования, а от каких следовало бы освободиться. Третья - определение стратегии индивидуальной учебной и воспитательной работы с обучаемыми.
Психологическому обеспечению подготовки специалистов в высшей школе был посвящен "круглый стол" , где А. В. Брушлинским подчеркивалось, что психологическая поддержка является условием саморазвития личности молодого человека, будущего профессионала. Развитие личностно-ориентированного подхода в высшем образовании связывалось с созданием психологической службы вуза. Кабаченко Т.С. задачи психологической службы в вузе видит в раскрытии и учете на практике психологических аспектов процесса подготовки высококвалифицированных кадров, выделяя при этом такие направления психологического обеспечения: отбор абитуриентов; последующая адаптация их к учебной деятельности; профессиональная подготовка; создание психологических условий коммуникативно-личностного развития. Анализ научных источников по проблеме психологического обеспечения различных видов деятельности показывает, что не менее интенсивно внедряются данные психологической науки в трудовую, профессиональную деятельность. Сущность, роль, место, задачи, функции и методы практической психологии в профессиональной деятельности определены в работах ученых, так, например, Лушин П.В. формулирует задачи психологического обеспечения психологической службы профессиональной деятельности, которые состоят в том, чтобы используя достижения психологической науки, учитывая закономерности формирования и функционирования психологии людей, особенности поведения и психологической регуляции деятельности каждого человека, обеспечить условия его труда, ускорить процесс приобретения общих и специальных знаний и умений, способствовать наилучшему развитию каждого члена нашего общества, максимально повысить эффективность сознательной деятельности каждого на благо общества. Функции практической психологии разделяются на две группы.
К первой группе относятся консультативная, экспериментальная, проектировочная и нормативно - стандартизирующая функции, связанные с организацией и правовым положением практического психолога. Вторая группа функций определяется способами использования психологических знаний и включает психодиагностику, психопрогностику и психологическое управление. При этом выделяется четыре аспекта, объединяющие организационно-научные, организационно-правовые, материально-финансовые и кадровые вопросы.
Основные направления деятельности психологической службы промышленного предприятия выявляются посредством психологического анализа производственной организации. Предприятие рассматривается как социально-производственная система, решающая задачи согласования производства и людей, в нем занятых. Главное в работе психологической службы предприятия - это социально-психологическая оптимизация взаимодействия "человеческого фактора" и материально-технической составляющей производственной организации. Адаптация работников, кадровые вопросы, моральный климат и стабилизация производственного коллектива составляют работу практического психолога и социолога на предприятии.
Это интересно
Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов
В условиях стремительного развития информационных технологий становится все более очевидной роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей его динамику путем генерации современных идей и концепций, распространения и воспроизводства их на социальном и личностном уровнях. Особую акту ...
Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. ...
Самовоспитание будущего учителя
1.“Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного с ...