pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и их коррекция » Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников

Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников

Страница 1

На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.

Экспериментальные задачи:

1. Подбор диагностических методик.

2. Установление критериев оценки выполнения заданий.

3. Исследование особенностей фонематического анализа и синтеза.

4. Анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в 2005 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды. В эксперименте принимали участие 10 детей, учащихся 2 класса коррекционного обучения.

Список детей

Фамилия, имя.

Логопедическое заключение

1

Саша Б.

Нарушение чтения и письма.

2

Алеша В.

Нарушение чтения и письма.

3

Маша З

Нарушение чтения и письма.

4

Иван Б.

Нарушение чтения и письма.

5

Егор В.

Нарушение чтения и письма.

6

Ксения Р.

Нарушение чтения и письма.

7

Никита Р.

Нарушение чтения и письма.

8

Марина С.

Нарушение чтения и письма.

9

Сергей Ф.

Нарушение чтения и письма.

10

Павел Я.

Нарушение чтения и письма.

Описание экспериментальных методик

Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой.

Методика 1. Определи место звука в слове.

Инструкция: послушай слова и назови:

- первый звук в первом слове;

-третий звук во втором слове;

- последний звук в третьем слове.

Лексический материал:

крыша, школа, стакан

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ с первой попытки.

2 балла - правильный ответ со второй попытки.

1 балл - правильный ответ с третьей попытки

о баллов - неверный ответ с третьей попытки.

Максимальная оценка за задания - 9 баллов.

Методика 2. Сколько звуков в слове?

Инструкция: послушай слова и скажи, сколько в них звуков.

Лексический материал:

рак, сумка, диктант

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ с первой попытки;

2 балла - правильный ответ со второй попытки;

1 балл - правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов - неправильный ответ.

Максимальная оценка за задание - 9 баллов.

Методика 3. Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция: послушай слова и определи, какой по счету звук в слове.

Лексический материал:

- рама, дом, муха;

- крыша, пароход, карман;

- мышка, окошко, лягушка.

- определить, какой по счету звук М в словах: рама, дом, муха;

- определить, какой по счету звук Р в словах: крыша, карман, пароход;

-определить, какой по счету звук Ш в словах: мышка, окошко, лягушка.

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ во всех трех словах;

2 балла – правильный ответ в двух словах;

1 балл – правильный ответ в одном слове.

Максимальная оценка за задание – 9 баллов.

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Высокий уровень фонематического анализа и синтеза считается, если испытуемый набрал 19-27 баллов за все задания, средним – при сумме 10- 18 баллов, низким при сумме – 0-9 баллов.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

Анализ результатов, полученных по Методике 1.

Анализ полученных результатов показал, что все дети изучаемой группы испытывали определенные затруднения при определении места звука в слове. Эксперимент показал, что многие дети не слышат звука. Нарушение фонематического восприятия наблюдается у всех испытуемых.

В слове крыша: с первой попытки никто из детей не выделил первый звук, со второй выделили - 3 человека; с третьей попытки или с небольшой стимулирующей помощью ответили - 7. Дети называли звук [р] как первый.

В слове школа только один ребенок правильно назвал третий звук, 4 человека назвали звук со второй попытки, 4 ученика определили звук с третьей попытки и с оказанием помощи логопеда. Один ребенок вообще не смог назвать звук. Дети называли звуки: [л], [к], [а].

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Психолого-педагогический аспект формирования навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...

Методика организации дидактической игры
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: -отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщения знаний, ...

Основные преимущества применения мультимедиа в образовании
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения. Такие средства обучения способствуют появлению не только новых возможностей для об ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru