На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.
Экспериментальные задачи:
1. Подбор диагностических методик.
2. Установление критериев оценки выполнения заданий.
3. Исследование особенностей фонематического анализа и синтеза.
4. Анализ полученных результатов.
Исследование проводилось в 2005 году на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды. В эксперименте принимали участие 10 детей, учащихся 2 класса коррекционного обучения.
Список детей
№ |
Фамилия, имя. |
Логопедическое заключение |
1 |
Саша Б. |
Нарушение чтения и письма. |
2 |
Алеша В. |
Нарушение чтения и письма. |
3 |
Маша З |
Нарушение чтения и письма. |
4 |
Иван Б. |
Нарушение чтения и письма. |
5 |
Егор В. |
Нарушение чтения и письма. |
6 |
Ксения Р. |
Нарушение чтения и письма. |
7 |
Никита Р. |
Нарушение чтения и письма. |
8 |
Марина С. |
Нарушение чтения и письма. |
9 |
Сергей Ф. |
Нарушение чтения и письма. |
10 |
Павел Я. |
Нарушение чтения и письма. |
Описание экспериментальных методик
Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой.
Методика 1. Определи место звука в слове.
Инструкция: послушай слова и назови:
- первый звук в первом слове;
-третий звук во втором слове;
- последний звук в третьем слове.
Лексический материал:
крыша, школа, стакан
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ с первой попытки.
2 балла - правильный ответ со второй попытки.
1 балл - правильный ответ с третьей попытки
о баллов - неверный ответ с третьей попытки.
Максимальная оценка за задания - 9 баллов.
Методика 2. Сколько звуков в слове?
Инструкция: послушай слова и скажи, сколько в них звуков.
Лексический материал:
рак, сумка, диктант
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ с первой попытки;
2 балла - правильный ответ со второй попытки;
1 балл - правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов - неправильный ответ.
Максимальная оценка за задание - 9 баллов.
Методика 3. Определение последовательности звуков в слове.
Инструкция: послушай слова и определи, какой по счету звук в слове.
Лексический материал:
- рама, дом, муха;
- крыша, пароход, карман;
- мышка, окошко, лягушка.
- определить, какой по счету звук М в словах: рама, дом, муха;
- определить, какой по счету звук Р в словах: крыша, карман, пароход;
-определить, какой по счету звук Ш в словах: мышка, окошко, лягушка.
Оценка проводилась по следующим критериям:
3 балла - правильный ответ во всех трех словах;
2 балла – правильный ответ в двух словах;
1 балл – правильный ответ в одном слове.
Максимальная оценка за задание – 9 баллов.
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Высокий уровень фонематического анализа и синтеза считается, если испытуемый набрал 19-27 баллов за все задания, средним – при сумме 10- 18 баллов, низким при сумме – 0-9 баллов.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ результатов, полученных по Методике 1.
Анализ полученных результатов показал, что все дети изучаемой группы испытывали определенные затруднения при определении места звука в слове. Эксперимент показал, что многие дети не слышат звука. Нарушение фонематического восприятия наблюдается у всех испытуемых.
В слове крыша: с первой попытки никто из детей не выделил первый звук, со второй выделили - 3 человека; с третьей попытки или с небольшой стимулирующей помощью ответили - 7. Дети называли звук [р] как первый.
В слове школа только один ребенок правильно назвал третий звук, 4 человека назвали звук со второй попытки, 4 ученика определили звук с третьей попытки и с оказанием помощи логопеда. Один ребенок вообще не смог назвать звук. Дети называли звуки: [л], [к], [а].
Это интересно
Психолого-педагогический аспект формирования навыков кистевой росписи
обучающихся начальных классов
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Методика организации дидактической игры
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: -отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщения знаний, ...
Основные преимущества применения мультимедиа в образовании
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению обучаемым полного или сокращенного вариантов обучения. Такие средства обучения способствуют появлению не только новых возможностей для об ...