pedagogyreview
Разное по педагогике » Применение методов обучения в различных возрастных группах » Применение методов обучения

Применение методов обучения

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, т. е. знать их сравнительные возможности.

При выборе методов обучения нельзя не учитывать особенности учеников. Н. К. Крупская писала: « . методика органически связана с знанием объекта воздействия, т. е. того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется.

Характер инструмента определяется свойствами того материала, видоизменение которого он должен произвести: чтобы проткнуть полотно, нужна иголка, кожу — шило, камень — лом и т. д. Так и методы воспитания и обучения изменяются, должны изменяться в зависимости от физических сил, жизненного опыта, запаса знаний и умений учащегося, его навыков к отвлеченному мышлению и т. п.».

При этом прежде всего надо учесть возрастные особенности учеников. В начальных классах рациональнее отдать предпочтение рассказу и беседе, в средней группе классов - беседе-рассказу, а в старших классах наряду с названными методами можно использовать и лекции.

То же самое можно сказать и о наглядных методах: удельный вес их применения с учетом возрастных особенностей будет сокращаться от младших классов к старшим. При этом будет меняться и сам характер наглядности — от предметной ко все более схематической. Что касается практических методов, то степень их применения будет целиком зависеть от особенностей темы, а характер упражнений будет определяться программой.

Учителю придется учесть и возрастные особенности познавательной деятельности школьников. От младших к старшим классам запоминание будет изменяться по линии расширения логических приемов. Познавательная деятельность репродуктивного характера будет к старшим классам все шире заменяться проблемно-поисковой. Будет расти удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом и будет меньше видов работы, связанных с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.

Опыт работы показывает, что при затруднениях в выборе методов учителям следует потренироваться, выполнив специальное упражнение, предусматривающее ответы на вопросы, подводящие к выбору оптимального комплекса методов на данном уроке.

Обратим внимание на то, что вопросы в этом упражнении построены так, что сначала предлагается оценить возможность применения метода, требующего большей самостоятельности и активности мышления учеников, и если этот выбор невозможен, то внимание учителя обращается на другой метод.

Выбираются методы, лучше всего учитывающие особенности содержания изученного, возможности учеников, наличие времени для их применения. В результате таких рассуждений более обоснованно, а не стихийно избирается оптимальный комплекс методов изучения нового учебного материала на уроке.

Такие упражнения выполняются не систематически, а лишь в порядке повышения методической квалификации. Они позволяют повторить и закрепить процедуру выбора методов в соответствии с основными критериями их оптимального сочетания в учебном процессе.

Это интересно

Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Деятельность в контексте праздника
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознав ...

Алгоритм подготовки и проведения педсоветов
Необходимо раскрыть, пояснить каждый пункт, 1. Определение целей и задач. 2. Формирование творческой группы (мозгового центра) педсовета. 3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами творческой группы. 4. Составление плана подготовки и проведения педсовет ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru