Объект контроля – степень сформированности коммуникативных (речевых) навыков и умений при ознакомительном чтении текстов (чтение с общим охватом содержания) и при изучающем чтении (детальный охват содержания). Контролю подвергаются:
1) ознакомительное чтение текстов: понимание основной информации в тексте, идеи автора (общий охват содержания);
2) изучающее чтение: способность четко и полно понять основную и дополнительную информацию, которую содержит текст; умение уместно интерпретировать ход мыслей, оценки и выводы автора;
3) владение лингвистическим и коммуникативным материалом, необходимым для того, чтобы понять читаемый текст.
В процессе контроля, которому подвергаются выпускники средней школы, проверяются:
1) умение понять главные факты текста и его общее содержание;
2) умение поиска и нахождения в тексте необходимой информации;
3) умение с точностью понять содержащуюся в тексте информацию. Для контроля наличия этого умения необходимо использовать задания, в которых нужно выбрать правильный вариант ответа из нескольких предлагаемых, так называемые «задания закрытого типа».
В начальной фазе педагогического процесса проверяются следующие умения и навыки: распознавание букв и их называние; соотнесение буквосочетаний и отдельных букв с соответствующими им звуками; произношение букв, слов, словосочетаний, предложений; деление на ритмические группы предложений, интонирование; понимание текста с точностью и полно (изучающее чтение); общее понимание текста (поисковое и ознакомительное чтение); корректное чтение вслух. На продвинутом этапе (среднем или старшем) возможно использование различных упражнений для соответствующих видов чтения. Следующие упражнения служат для контроля навыков по ознакомительному чтению: прогноз содержания по иллюстрациям и заголовку; формулировка вопросов к общей информации и ответ на них; выбор заголовка, соответствующего содержанию текста; деление текста по смыслу на отдельные части и выбор названия для каждой из частей; выписка общей информации.
Следующие упражнения используются для проверки изучающего чтения: составление подробного плана (резюме, вывод, комментирование); формулировка утверждений для их подтверждения или опровержения; формулировка вопросов к целому тексту; частичный или выборочный перевод текста.
Для проверки поискового чтения применяются следующие упражнения: перечисление основных фактов и данных; формулировка вопросов к главной информации; оценка или рецензия к тексту или его фрагменту; понимание и объяснение коммуникативной цели автора; составление реферата или аннотации; выборочный перевод.
Для контроля навыков чтения студентов языковых вузов необходимо применять тексты с тематикой, интересующей будущую специальность обучающихся. К вышеперечисленным упражнениям необходимо добавить еще одно упражнение: подготовка устных рефератов и обзоров по одному или нескольким текстам; составление характеристики действующих лиц; сравнение социокультурной информации, содержащейся в тексте, с социокультурный фоном своей страны; выборка из справочной литературы информации по профилю специальности и ее интерпретация; определение в устной или письменной форме идеи или проблемы, изложенной в данном печатном материале (например, статья), составление выводов; группировка и систематизация информации, содержащейся в нескольких текстах, адекватно поставленной задаче.
Это интересно
Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дида ...
Экранное представление тестовых вопросов
Обратимся к способам представления тестовых вопросов на экране компьютера, а точнее, к экранным элементам тестовых вопросов и управлению ими. Сначала перечислим эти элементы: - поле вопроса; -поле иллюстрации; - поле ответа; -информационное поле; -поле пояснения правильного ответа; -скрытое поле ка ...
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Общая цель пат ...