pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Общая характеристика дошкольного возраста

Общая характеристика дошкольного возраста

Страница 1

Обычно выделяют младший (3 – 4 года), средний (4 – 5 лет) и старший (5 – 7 лет) дошкольный возраст.

В период младшего дошкольного возраста происходит активный рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается ребенком как образец, ребенок берет с взрослого пример, хочет во всем быть похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями.

Возраст от 2 до 4 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Формирование символической функции речи способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

К достижению среднего дошкольного возраста, у ребенка, как правило, уже сформировывается умение планировать собственные действия, то есть происходит активная социальная адаптация.

Психическое развитие, которого достигают дети среднего дошкольного возраста, переходит на новую ступень. Появляется навык осознания свойств каждого предмета и причинно-следственных связей между действиями и последующими событиями. В этот период ребенок наиболее активно интересуется окружающим миром, задает множество вопросов. Основная задача взрослых в этот период – максимально подробно ответить на каждый вопрос. Такое общение способствует не только расширению кругозора ребенка и получению фундаментальных знаний об окружающей его реальности, но и также способствует формированию грамотной, связанной речи.

В период старшего дошкольного детства в сознании ребенка происходит дифференциация внутренней и внешней жизни, ввиду чего старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными; становятся менее предсказуемыми для окружающих.

Таким образом, можно говорить о том, что в поступки детей этого возраста включается некий интеллектуальный фактор, который появляется между желанием и действием ребенка, так как в младшем и среднем дошкольном возрасте поведение ребенка обычно сводится к схеме «захотел – сделал» [6], то есть он поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями и установками.

В старшем же возрасте его поведение становится более осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Очень важным отличием детей старшего дошкольного возраста является формирование и осознание своего социального «Я». В более ранние периоды развития дети еще не осознают, какое место они занимают в обществе и в жизни в целом, а, следовательно, у них отсутствует стремление изменяться.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте дети обычно уже способны анализировать свои поступки, а также соотносить свое мнение с мнениями окружающих, поэтому можно говорить об уже более адекватной самооценке. В незнакомой же ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка, как правило, завышенная.

Страницы: 1 2

Это интересно

Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе
С целью внедрения элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе мы составили программу. Представим ее содержание. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе Пояснительная записка Шить на малышей сложнее, чем на взрослых людей, так как тяжело снимать мерки с этих непосед, ...

Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...

Построение, подготовка и проведение праздничного новогоднего утренника
Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать к ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru