В исследованиях А.А.Кузнецова, Е.С. Полат, Т.А.Сергеевой, Л.О.Филатовой и др. показано, что применение средств ИКТ в учебном процессе будет эффективным, если эти средства будут реализовать свои собственные, присущие только им функции, а не только поддерживать традиционные функции преподавателя в рамках ранее сложившейся системы образования. Речь, таким образом, идет о новой информационной образовательной среде, ориентированной на новые цели и ценности образования, отражающие современный социальный заказ.
Подобная среда представляет ближайшее по отношению к индивидууму информационное окружение, совокупность средств и условий, в которых непосредственно протекает его учебно-познавательная деятельность.
Информационно-образовательная среда строится по принципу создания целостного образовательного пространства, ориентированного на становление личности обучаемого. Для достижения новых целей и ценностей образования должны быть обеспечены возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание оптимальных условий для такого движения. Иначе говоря, приоритетами системы образования становятся ориентация на развитие личности, адекватной потребностям современного общества, личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных потребностей и способностей обучаемых. Именно в этих условиях применение средств ИКТ в образовании становится наиболее эффективным, т.к. здесь в полной мере реализуются такие присущие этим средствам функции, как адаптивность, гибкость, интерактивность, расширение видов учебной деятельности и т.д. Система подготовки учителя информатики, разработанная на предшествующих этапах (работы Э.И.Кузнецова, Ю.С.Брановского, М.П.Лапчика, Е.К.Хеннера, Н.В.Софроновой и др.), и направления ее совершенствования, предполагающие включение средств ИКТ в традиционно построенный учебный процесс на современном этапе, становятся недостаточно эффективными. В настоящее время изменяются не только ориентиры и цели образования, приоритеты в его результатах, но изменяются и функции учителя в учебном процессе. Из ”транслятора знаний” он превращается в организатора познавательной (в значительной мере – самостоятельной) деятельности школьника в новой информационно-образовательной среде, насыщенной средствами ИКТ. Основное назначение учителя в этой среде – обеспечение возможности реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых. Начинает складываться принципиально новый тип взаимодействия ”учитель-ученик” в учебном процессе. Все это ставит принципиально новые задачи перед системой подготовки учителя с использованием средств ИКТ в образовательном процессе. Речь идет не только об овладении им знаниями, позволяющими работать с ИКТ в условиях традиционной системы обучения, но и об освоении своей новой роли в образовательном процессе, новыми компонентами профессиональной деятельности. Ясно, что это затронет не только содержание методической подготовки будущего учителя, но и потребует изменения его педагогической (дидактической) и психолого-педагогической подготовки. Таким образом, должна быть поставлена задача комплексного подхода к совершенствованию содержания подготовки учителя информатики в целом.
Вторая глава
”Основные факторы, определяющие пути совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики” посвящена основным направлениям развития содержания методической подготовки и обоснованию механизмов практической реализации условий подготовки будущего учителя информатики.
Происходящие в системе образования качественные изменения, обусловленные новой социокультурной ситуацией, требуют обновления профессиональной подготовки учителя, овладения не свойственными ранее в педагогической деятельности функциями. Это видно из проведенного нами анализа развития (три основных этапа методической системы обучения информатике и соответствующего изменения функционала учителя по этому предмету).
Таблица 1.
Компоненты методической системы обучения информатике
Компоненты |
Этапы развития методической системы обучения | ||
I – (1985-1990 г.г.) |
II – (1990-2000 г.г.) |
III – (настоящее время и ближайшая перспектива) | |
Цель обучения |
Формирование ”компьютерной грамотности” |
Подготовка непрофессионального пользователя |
Формирование ключевых информационных компетенций личности |
Системообразующий компонент содержания обучения |
Основы алгоритмизации программирования |
Формирование пользовательских умений средствами ИКТ, частичное включение в содержание вопросов формализации и моделирования |
Создание и использование информационных моделей |
Педагогический процесс |
Репродуктивный |
Репродуктивный с элементами познавательной активности |
Продуктивный (проблемный, активный, игровой), модульный, дифференцированный, организация исследовательской деятельности |
Организационные формы |
Урок (теоретический практический, комбинированный) |
Урок (теоретический, практический, комбинированный) |
Урок (теоретический, практический, комбинированный). Проекты (мультимедиа, гипермедиа, информационные и т.д.), дистанционное обучение |
Основные средства обучения |
”Е-практикум”, ”Кумир”, исполнители алгоритмов |
Исполнители алгоритмов. Профессиональные средства ИКТ (”Офисный пакет”, браузеры, поисковые программы, презентации и т.д.) |
Проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные, предметно-ориентированные программные средства. |
Средства контроля |
Тестирование, мониторинг |
Тестирование, мониторинг |
Тестирование, мониторинг, ”портфолио”, защита проекта, Case-технологии |
Функционал учителя (компоненты подготовки и структура обучения: начальное, среднее, дифференциация) |
Формирование знаний и умений основ алгоритмизации и программирования (в основном 10-11 кл.) |
Формирование знаний и умений: подготовка непрофессионального пользователя в области ИКТ, использование программного и/или пакетного обеспечения в различных областях деятельности учителя-предметника, подготовка обучаемых в области ИКТ |
Формирование ключевых компетенций в области ИКТ. Преподавание профильных и элективных курсов (минимум 2-3), освоение новых организационных форм и методов обучения (метод проектов, исследовательская работа, сетевое взаимодействие, дистанционное обучение и т.д.). |
Это интересно
Структура музыкальности
Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности. «Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически ...
Понятие общения и особенности культуры общения в воспитательном процессе
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения стан ...
Вычисление средней ошибки разности
Условное обозначение средней ошибки разности - t. Таким образом, установлены основные статистические параметры, характеризующие количественную сторону эффективности одной из методик обучения метанию малых мячей в цель. Но в приведенном примере речь шла о сравнительном эксперименте, в котором сопост ...