Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся ”информационном” обществе. Изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания совпали во времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве ”катализатора” этих процессов.
Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизацию и гуманизацию образования. Тем самым, представляется безусловно оправданным включение обязательного минимума образования по информатике в содержание образования для всех школьников, включая и старшее, профильное звено школы (Ю.И.Журавлев).
Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Все это во многом меняет значимость, ”удельного веса” отдельных компонентов содержания общеобразовательного курса информатики. Развитие интерфейса, его ”открытость”, значительное упрощение деятельности по оперированию средствами ИКТ приводит к тому, что формирование умений, составляющих функциональную грамотность по информатике, теряет свое первостепенное значение. Главными становятся умения формализации, моделирования изучаемых объектов и явлений, проектирования своей деятельности на базе ИКТ. Соответственно и методика обучения информатике должна перенести акценты на методы, приемы и средства формирования именно этих умений. Эта тенденция уже отчетливо прослеживается в новых учебниках по школьной информатике (см., например, учебник С.А.Бешенкова и Е.А.Ракитиной), но не получила еще достаточного отражения в курсе методики.
Существенным изменением структуры и содержания обучения информатике в школе является введение профильного обучения по этому предмету на старшей ступени, предполагающего изучение информатики на базовом и профильном уровнях, создание серии элективных курсов. Профильные курсы специализируют содержание обучения не только по принципам уровневой, но и профильной дифференциации. Элективные курсы носят в основном межпредметный характер, связаны с освоением видов деятельности, востребованных на рынке труда. Анализ содержания программ этих курсов позволяет говорить о необходимости расширения не только методической, но и предметной подготовки будущих учителей информатики. Если говорить о курсах методики, то, очевидно, что они требуют адекватного отражения в них специфики базовых, профильных и элективных курсов. Конечно, методика их преподавания только начинает складываться, но, исходя из принципа ”опережающего обучения” в педвузе, основы этих методик должны стать достоянием выпускников, т.к. массовое внедрение профильного обучения уже стало фактом сегодняшнего дня.
Это интересно
Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...
А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под которым понимается пе ...
Стратегическое планирование
При разработке ЭУК в первую очередь следует сформулировать цель и задачи курса. Цель определяет знания и/или умения, которые должен освоить обучаемый, а также уровень их освоения. Существуют различные подходы к классификации познавательной деятельности. Например, в работах (Беспалько, 1977; Беспаль ...