- получение знаний о милосердии и других качествах, сопутствующих ему;
- накопление знаний о проявлениях милосердия в обществе;
- развитие умения сопереживать, сочувствовать, поддерживать человека (психологические механизмы);
- приобретения умения сдерживать личные эмоции, сосредоточиться на других.
Успех данного этапа зависел от осознания учащимися недостатка милосердия в обществе и в самих учениках.
Следующий этап: II этап актуализации задачи способствует подготовке учащихся к практической деятельности. Его задачи были выдвинуты учащимися на предыдущем этапе. Данная ступень механизма наиболее сложная в осуществлении и поэтому длительная. Задачи этого этапа более ёмкие и пробел в знаниях о милосердии у участников эксперимента наблюдался большой.
В рамках этапа были проведены: 1 конференция, 1 встреча со священнослужителем, 2 беседы, индивидуальные беседы и 2 тренинга. Самым запоминающимся мероприятием была встреча со священнослужителем, так как поначалу ребята проявляли к нему негативно-предвзятое отношение, они ожидали назиданий с его стороны. Когда он начал рассказывать о милосердии православия и разъяснять некоторые из заповедей, дети активно стали задавать вопросы.
После встречи ребята говорили о том, что они по-другому стали воспринимать священнослужителей и религию. Раньше они считали, что религия это что-то оторванное от реальности и существующее на словах, но оказалось что религиозную мудрость, возможно, применять в повседневной деятельности. Наблюдения показали, что происходило дальнейшее расширение знаний о милосердии, но в поведении детей изменений, по-прежнему, не было, ученики так же плохо слушали друг друга, грубили, шумели во время обсуждений.
Так же ребятам понравилась конференция. «Милосердие и искусство» однако с ее проведением возникли трудности, так как такая форма работы была знакома лишь нескольким участникам и 2 человека не подготовились по вопросу. Поэтому первый опыт был не очень удачным, ребятам было трудно удерживать внимание, задавать вопросы, они постоянно нарушали дисциплину. Но напоминания о гуманизме и проявлении уважения к окружающим на некоторое время сдерживали их непоседливость. На данной конференции были обсуждены многие стороны выражения идей гуманизма в искусстве и общественной жизни. Центральной идеей обсуждения стало то, что милосердие не оторванное от реальной жизни понятие, оно находит отражение в нормах этикета, в живописи, обсуждается в художественной литературе.
Многие из учащихся признали, что раньше не задумывались о милосердии и его выражении в общественной деятельности, и что множество фактов стало для них открытием. Но вывести их подобные рассуждения удалось лишь вопросами, поощрениями за высказывания и примеры.
Беседы были проведены по темам: «Милосердие - не только слово, но и дело» - в ходе, которой мы выяснили, что слова это только половина милосердного поступка, помощь - высшая форма его проявления; «Добро творить - себя веселить» - где рассматривались различные мотивы совершения милосердных поступков. Были отмечены различные мотивы: «набиться в друзья» получить помощь в ответ, за деньги или другие выгоды, но всеми было признано, что пословица - название является самой глубоко раскрывающей личность мотивацией и что мы должны к ней стремиться.
Тренинги так же были запоминающейся работой. В основном они были направлены на развитие эмпатии, сочувствия, умение отдавать не получая ничего взамен.
На наш взгляд после проведения таких мероприятий можно переходить к следующему этапу: практической деятельности по решению ведущей задачи, хотя при увеличении времени на III этап, возможно, добиться улучшения результатов эксперимента. Не все ученики успевали принимать задачи этапов, но время на эксперимент было ограничено.
Это интересно
Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков
Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личности. Исследовав продукцию современного российского телевидения и проведя ее сравнительный анализ телевизионной продукцией США, исследователи приходят к ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...
Разработка методики использования информационных технологий
на уроках информатики в 9 классе
Основная цель разработки методики использования информационных технологий на уроках информатики - предоставить полный комплект разработок уроков для работы с учениками. При разработке методики использования информационных технологий руководствовалась Государственным стандартом образования. На изуче ...