Самое удачное определение эмпатии следующее: «сочувствие, понимание человека, который попал в неприятность».
Подобные результаты связаны со знанием понятий на уровне представлений и неспособностью выразить их чётко на бумаге.
Возможно, это отражение того, что дети редко встречаются с данными понятиями в практической, повседневной деятельности, либо не обращают на них внимание. В современной ситуации ценность составляют иные качества: напористость, деловитость, целеустремлённость. Такой образ преподносится средствами массовой информации как идеал человека в условиях «рыночного капитализма». Подводя итог можно сказать, что знаниями о милосердии и сопутствующих качествах ученики владеют слабо. Представления расплывчаты, иногда отмечаются лишь стороны понятий. В целом представления о милосердии имеются, но в среднем 40% испытуемых затруднились с ответом.
Для выявления отношения к милосердию, мотиваций совершения добрых поступков (по мнению учеников) мы так же использовали опросные листы и беседу. Используя элементы самоанализа ученики отвечали на вопросы: «Как вы думаете, вы милосердны, почему?». Около 55% затруднились с ответом и обосновали это тем, что люди в наше время вообще жестоки или фразой «со стороны виднее»; нет - ответили 20%. не всегда 25% и только 10% считают себя милосердными, так как помогают своим знакомым и друзьям. То есть, провести рефлексию ребятам было трудно.
Мы связываем это с возрастными особенностями, так как навыки рефлексии у подростков ещё не развиты, а так же это вытекает из незнания чёткого определения милосердия.
Ещё одним вопросом, направленным на выявление мотивов совершения добрых поступков был следующий: «Почему люди совершают милосердные поступки?». Ответы распределились так: 45% - не знали ответа, а оставшиеся ответы были примерно следующими: «наверно им приятно», «потому что они добрые», «для того чтобы стать другой». Нужно отметить, что большинство ответов были направлены на подтверждение своего положения в группе, то есть совершают добрые поступки для поддержания дружбы или из-за других внешних причин.
Можно сделать вывод, что мотивы поведения у учеников преобладают внешние, а не глубоко моральные.
В ходе беседы эти результаты подтвердились, многие из ребят отмечали отсутствие высоких моральных побуждений и людей и мотивы совершения добрых поступков сводили к корысти, материальной выгоде. Были мнения о том, что когда делаешь человеку приятно, помогаешь ему, то и самому приятно, даже если знаешь, что взамен ничего не получишь. При выяснении причин утверждения, что милосердным быть трудно мы увидели: обоснование состоит в том, что ребята редко видят проявления милосердия по отношению к ним, а многие требуют помощи, особенно пожилые люди.
Подросткам трудно понять, почему пожилые люди не могут порой выполнить элементарные вещи и требуют помощи, так как у ребят плохо развита эмпатия по отношению к данной категории людей.
Предполагая причины того, что дети редко видят заботу, проявляющуюся по отношению к ним, можно упомянуть, что многие родители заняты работой, а это ведёт к сокращению времени общения с детьми и зачастую отдалением родителей и детей. Таким образом, отношение к милосердию положительное, если его проявляют по отношению к детям, но их навыки милосердия не развиты, так как существуют затруднения в его выражении. Причиной вышеописанной ситуации можно назвать страх подростков раскрыться и быть использованным. В ответах проявляется потребность в снижении агрессивности обстановки, её смягчении.
Существует мотивация к совершению добрых поступков, но она плохо развита, так как не поощряется ни в школе, ни дома.
Для выявления действенно практического аспекта милосердия нами были использованы беседы с родителями и учителями, наблюдения.
Это интересно
Сущность
внимания, его виды и свойства
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельн ...
Обобщения задач ведущие к формированию понятий и теорем
С помощью обобщений можно осуществлять введение понятий и теорем. При этом происходит мотивация введения понятий и теорем, учащиеся сами осознают, как получили и для чего нужно новое знание, определяют его место в системе других понятий или теорем, и легко применяют его при решении различных задач. ...
Цели и задачи уроков химии
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута . Что же т ...