На основе полученных результатов констатирующего этапа нами был намечен план работы по формированию знаний о нравственных качествах у детей старшего возраста. На формирующем этапе была систематизирована работа по данному направлению. Для реализации плана формирующей работы с детьми экспериментальной группы были использованы следующие методы: отбор литературного материала; проведение игр - драматизаций; настольных игр по сказкам; родительские собрания; создание мини - музея книги "Сказка ложь, да в ней намек…".
В работе так же используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г. - Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса; разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой и создать картотеку сказочных произведений способствующих нравственному воспитанию.
Мы предлагаем следующие формы организации: игровые занятия; комплексные занятия; самостоятельная игровая деятельность детей; самостоятельная продуктивная деятельность детей; встречи с интересными людьми; праздники. В качестве основных методов и приемов используем: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Так же отводится роль педагога в совместной взросло - детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно - пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Нами был составлен тематический план работы с сентября 2011г. по февраль 2012 г. по формированию нравственных качеств с использованием сказок у дошкольников, опираясь в нашу работу на авторскую разработку Корневой Е.А. г. Санкт - Петербурга.
Следует отметить, что с использованием данной разработки работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания с привлечением работы родителей.
Продемонстрируем работу со сказкой на примере некоторых занятий.
Занятие
Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Заяц - хваста"
Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение и выявлять нравственные качества у героев сказки.
Занятие
Тема: Рассказывание детям русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец) и другие сказки. Целесообразно проводить викторины, например, "Путешествие в гости к Сказке".
Это интересно
Из истории учета успеваемости в советской школе
Как отражение стремления к полной демократизации новой, советской школы, которая должна была покончить с муштрой и зубрежкой, которые господствовали в царской школе, в первых документах, провозгласивших основные принципы работы советской школы (“Положение о единой трудовой школе РСФСР”, и “Основные ...
Преимущества и недостатки обучающих программ
В основе учебных пособий часто лежит методика программированного обучения, что налагает определённые требования на структуру и методику обучения с использованием этих средств. С технической точки зрения, такие учебные средства часто имеют характер презентаций и строятся как наборы слайдов. Такой по ...
Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений
Проблема воспитания гуманных доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел "социально-эмоциональное или нравственное" воспитание, посвященный формированию положитель ...