pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование милосердия у подростков » Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А

Экспериментальная работа по формированию милосердия у старших подростков по методике Зеньковой М.А

Страница 2

В опросных листах на вопрос о значение милосердия в жизни личности 10 % затруднились с ответом, большая часть ответов (71%) сводилась к описанию качеств присущих милосердному человеку (доброта, жалость, понимание), редко, в 19% ответов, было указано, что милосердие проявляется в поступках .

При составлении понятийного словаря (приложение №3) с определением милосердия у 20% возникли трудности, а 80% ответивших приравнивают это понятие к доброте; встречаются и такие ответы как «хорошее отношение к человеку», «понимание», «желание помочь».

Так же ребятам было предложено определить значение слов доброта и гуманизм, так как они очень близки по значению с милосердием. Согласно нашим ожиданиям учащиеся приравняли эти понятия либо затруднились с ответом. Доброту 20% приравняли к милосердию; 25% дали определение «добрый человек», которое не является раскрывающим смысл слова; 45% затруднились ответить; встречались такие ответы: «хорошее отношение к человеку», «доверие любому человеку».

Гуманность описать затруднились 58%; как человечность и справедливость определили - 20%, остальные ответы были не точными: «проявляют люди друг к другу», «проявление доброты». На наш взгляд, отсутствие представлений о данных понятиях связано с недостатком воспитательной работы по формированию милосердия и по объяснению различий между ними.

В современной воспитательной системе большое внимание уделяется анти - наркотическому и анти - алкогольному воспитанию, а так же организации развлекательных мероприятий, но при этом нет целенаправленной работы по воспитанию общечеловеческих ценностей, в том числе и милосердия.

Кроме этого, поверхностность знаний объясняется особенностями возрастного развития. Взрослые - учителя, родители пытаются насаждать свои ценности подросткам, от ученика требуют доброты, милосердия, но не объясняют, почему это необходимо, а подросткам необходимо разъяснять требования. Таким образом, происходит отторжение ценностей взрослого мира.

Доминирующей деятельностью данного возраста является завоевание авторитета среди сверстников, вызываемая потребностью признания.

В связи с этим можно отметить, что меньше всего затруднений вызывало определение понятия дружбы, только 25% затруднились с ответом: остальные 75% учащихся дали развёрнутое описание данного термина: «понимание между людьми», «доверительные отношения и помощь», «много общего между людьми».

Если мы обратимся ещё раз к описанию подросткового возраста, то увидим, что ему свойственна агрессивность, поэтому проявления милосердия идут в разрез с приобретением признания.

Подтверждение этому было найдено при проведении беседы «Необходимо ли милосердие?» (приложение №5). Большинство ребят утверждало, что милосердным быть не нужно, потому что «остальные обнаглеют и будут тобой пользоваться в своих целях», «ты будешь им помогать, а они наоборот тебе мешать».

Помощь окружающим независимо от отношения к человеку рассматривается как проявление слабости, что вызывает негативное отношение к собственной личности. Это, на наш взгляд, обуславливается тем, что жизненный опыт учащихся ещё мал, и он создаётся в сегодняшней социальной ситуации, когда одним людям действительно требуется помощь, а другие её вымогают у государства и богатых людей. Подростки, в большинстве, не в состоянии отличить эти две категории людей и поэтому у них складывается негативизм к проявлениям милосердия.

Из всех предложенных определений наиболее трудными для объяснения терминами были: любовь к ближнему, эмпатия и сострадание. С определением этих слов затруднились 50%; остальные ответы были нечёткими, отражающими отдельные стороны понятий. Например: сострадание - «человек выражает соболезнования», «то же, что и милосердие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи: • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью ...

Особенность метода проблемного обучения в условиях внеклассной работы
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...

Значение, характеристика подвижных игр
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнени ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru