Как мы и предполагали учителя отметили высокую агрессивность учеников, проявляющуюся в общении со сверстниками, но в то же время преподаватели выделили сплочённость коллектива и способность учеников помогать друг другу в сложных ситуациях. Во время наблюдения нами так же было замечено, что ребята грубо обращаются друг с другом, употребляют бранные слова, но для них это норма общения. Дети, по их словам, знают, что подобный стиль общения не отвечает общественным требованиям, но они «так привыкли», поэтому грубое обращение для них норма. Возможно, это связано с влиянием массовой культуры нашего времени на подростков, так как данный возраст к ней очень восприимчив.
Родители большинства ребят отмечали общительность детей и наличие большого количества друзей, что, на их взгляд, свидетельствует о доброте подростков.
На вопрос о домашних обязанностях ребята ответили следующим образом: 50% помогают по дому, убираясь в своей комнате или по чётко определённому порядку, редко помогают - 15% и по собственному желанию, без напоминаний помогают - 35% опрошенных. Большинству же родителей часто приходится напоминать о помощи по дому, об уходе за животными.
И все-таки по отношению к родным и друзьям ученики пытаются проявить милосердие, сочувствие, так как это способствует повышению их позиции среди друзей.
При ответе на вопрос о помощи незнакомым людям мы получили следующие ответы: помогают - 25%, не помогают 25% и 50% отметили, что это зависит от ситуации. Проведя беседу, мы заметили, что осторожность по отношению к незнакомцам провоцирует избирательность. Ребята отвечали: «попадаются всякие», «поможешь им, а они тебя ограбят». Это связано с высокой криминальностью обстановки, поэтому их опасения не безосновательны.
Полученные нами данные позволяют разделить учеников, согласно критериям на три уровня в каждой подгруппе следующим образом: экспериментальная группа - 55% находились на среднем и 45% на низком: контрольная группа - 23% на высоком уровне, 30% на среднем и 47% на низком. Мы уже отмечали, что предполагаемый процент ребят на высоком уровне развития милосердия будет небольшим, так как это связано с особенностями возраста, спецификой воспитательной системы школы и отношениями дома (с родителями и братьями, сестрами). Эти проблемы обостряются из-за непонимания между взрослыми и подростками и жестокостью условий на данном этапе развития общества.
Формирующий эксперимент проводился в течение 2,5 месяцев с экспериментальной подгруппой.
Цели:
- способствовать усвоению знаний, умений, навыков милосердия при помощи методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А.
- создавать условия для проявления умений и навыков милосердия и их развития.
Подобрали следующие методы и формы:
- беседа (использовалась с целью оценивания событий, явлений, поступков и формирования у учащихся гуманного отношения к окружающему миру);
- конференция (способствовала активному проявлению отношения к событиям и людям, связанным с милосердием);
- диспут (для развития способностей анализа событий связанных с милосердием и формирование гуманных убеждений;
- трудовой десант (с целью проявления и развития навыков милосердия);
- поручение (для приобретения ребятами привычек милосердия).
Эксперимент проводился в 4 этапа согласно ступеням механизма методики актуализации задач нравственного воспитания Зеньковой М.А Задачи ставились в соответствии с этапами механизма. Первый этап состоял в подведении учащихся к осознанию необходимости милосердия, его практического проявления в повседневной деятельности.
Этот этап реализовался через беседы, диспуты и практическую деятельность учащихся. Например, была проведена беседа «Милосердие в обществе» целью, которой являлось формирование убеждений о необходимости милосердия в обществе. При обсуждении темы ребята пользовались личным жизненным опытом.
Это интересно
Выявление результативности гигиенического воспитания
младших школьников
Для выявления результативности Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 2 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе средней общеобразовательной школы №81 г. Караганды. В исследовании принимали участие 28 детей. Рассматривая состояние теории и практ ...
Теоретические основы
лексических навыков устной речи и чтения
В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Иноязычная лексика является объектом рассмотрения во многих психологических, методических разработках отечественных и зарубежных исследователей. Психологические аспекты обучения лексике рассм ...
Сущность нравственного воспитания в дошкольном
возрасте
Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводят ...