- ребенок может отождествлять себя с исполняемой ролью, наблюдается несформированность устойчивых форм контроля деятельности, поведения, нечеткое осознание правил игры;
- у ребенка наблюдается легкая возбудимость, он восприимчив и впечатлителен, умеет выразить свое отношение к характеру конкретного героя, обладает выразительностью мимики, четкостью в движениях;
- у ребенка либо завышенная, либо заниженная оценка собственных возможностей, критичное отношение к партнерам по игре, целенаправленный поиск ошибок отсутствует.
Продуктивный уровень характеризуется следующими качественными показателями:
- ребенок инициативен, активен в выборе необычных ролей, способен к импровизациям, проявляет оригинальность в решении проблем, вносит в спектакли элементы современности, присутствует творческий потенциал;
- ребенок контактен, проявляет общительность и раскрепощенность, умеет понятно и четко выражать свои мысли, регулирует и планирует свою деятельность с помощью речи, слышит партнера по игре;
- у ребенка наблюдается эмоциональное восприятие, сформированы основные мыслительные операции, хорошая вербальная память, речь представлена в форме монолога, развито творческое воображение, расцвет фантазии;
- ребенок способен показать отрицательные и положительные стороны характера героя, у него сформировано понимание двуплановости игровой ситуации, ребенок умеет контролировать свои действия на всех этапах, умеет подчиняться правилам игры;
- у ребенка устойчивый эмоционально-положительный фон настроения, он способен к эмпатии, ему свойственны эмоциональные открытия, присутствует эмоциональное отношение к произведению в целом, ярко выраженная артистичность, умение войти в образ;
- у ребенка сформирована адекватная самооценка, критичное отношение к своему исполнению, стремление исправить ошибки.
Уровни развития творчества детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной группы представлены в рисунке 1.
Рисунок 1.Уровни развития творчества
Данные показывают, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень продуктивного уровня на десять процентов выше, что не играет особой роли, поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития творчества детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Контрольный эксперимент
На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик. На первом этапе были использованы те же методики диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет: «Солнце в комнате» и «Как спасти Зайку». Дети экспериментальной группы показали более высокий уровень и проявили творческий подход к решению данных ситуаций.
Результаты контрольного диагностирования по методикам развития творчества представлены в таблице 3.
Таблица 3
Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Методики |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
% |
% |
% |
% |
% |
% | |
«Солнце в комнате» |
23% |
55 % |
22% |
52% |
44% |
4% |
«Как спасти Зайку» |
23,1% |
53,8% |
23,1% |
56% |
40% |
4% |
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился в десять раз. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на тридцать процентов.
Это интересно
Творческая личность учителя: понятие, сущность,
этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в не ...
Техника безопасности при работе в кабинете информатики
В настоящее время идея компьютерной грамотности претворяется в жизнь. В школах введено изучение основ информатики и вычислительной техники с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, дающих понимание возможностей компьютера и практического использования его при решении разнообразных з ...
Сущность понятия “монологическая речь”
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текс ...