Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к дошкольному, во многом определяющему дальнейшее ее развитие.
Развитие творческой личности старшего дошкольника - сложный социально-психологический многофакторный процесс. Базовой основой развития личности является наличие потенциалов к познавательной, коммуникативной, творческой деятельности с необходимым уровнем креативности и творческой активности.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный возрастной период наиболее сензитивен, восприимчив, благоприятен для развития творческой активности личности.
Эффективным средством развития творческой активности личности дошкольника выступает театрализованная деятельность, направленная на восприятие, осмысление художественного образа и передачу этого образа в своем продукте. Театрализованная деятельность выступает как самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной.
Многие педагоги часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача спектакля, театрализованной игры, праздника. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребенка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.
Итак, выполненное нами исследование, посвященное изучению особенностей организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте, дает основания сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определенные особенности. Реализовав основные задачи исследования, мы определили, что: театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения:
- развитие творчества старших дошкольников успешно осуществляется в рамках специально организованной педагогической системы, включающей в себя: этапы экспериментальной работы, определяющие логику развития творческой активности старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности; содержательный компонент, включающий содержание театрализованной деятельности на каждом из этапов экспериментальной работы; методику организации театрализованной деятельности, представленной системой занятий, позволяющих развивать творчество; диагностические методики, определяющие уровни развития творчества старших дошкольников, выступающих в качестве контрольных срезов на первом и заключительном этапах экспериментальной работы.
- имеет определенное содержание – в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель - руководитель в дошкольном учреждении;
- имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя: индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Как известно, театр дает очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки .
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нем, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам дошкольного учреждения:
1. Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Это интересно
Понятие творческой личности в исследованиях и литературе
Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основными компонентами творческой личности являются: а) творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личност ...
Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.
Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...
Пути развития педагогического взаимодействия на современном этапе
В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.", т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в ...